В Узбекистане создана Служба по защите прав потребителей банковских услуг, сообщает пресс-служба Центрального банка.

«Мировая практика показывает, что для эффективного, устойчивого и справедливого функционирования рынка финансовых услуг необходимо наличие таких взаимосвязанных компонентов, как профессиональные стандарты и этика финансовых институтов, эффективный контроль и надзор со стороны регуляторов финансового рынка, обеспечение доступности финансовых услуг и защиты прав потребителей, повышение финансовой грамотности населения», — говорится в сообщении.

Основными задачами cлужбы определены:

  • защита прав и законных интересов потребителей банковских услуг;

  • повышение финансовой доступности;

  • повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.

При этом банковскими услугами будут считаться услуги, предоставляемые коммерческими банками, микрокредитными организациями и ломбардами. А потребителями банковских услуг — физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) или юридические лица, обратившееся в кредитную организацию с намерением получить, получающее или получившее банковскую услугу.

В процессе своей деятельности cлужба будет рассматривать обращения, связанные с нарушениями прав потребителей со стороны коммерческих банков, микрокредитных организаций и ломбардов и осуществлять меры по устранению таких нарушений и восстановлению прав потребителей.

В целях совершенствования и усиления системы защиты прав потребителей банковских услуг планируется создание Общественной приемной, куда смогут обратиться потребители для получения консультаций и разъяснений норм действующего законодательства в сфере банковских услуг.

В части касающейся повышения доступности финансовых услуг в отношении кредитных организаций планируется установление минимальных требований по стандартам защиты прав и интересов потребителей банковских услуг, проведение мероприятий в кредитно-финансовой системе по повышению культуры банковского обслуживания, оказанию инновационных банковских услуг для удовлетворения потребностей клиентов и укрепления доверия населения к банковской системе.

Так, планируется создание системы и условий беспрепятственного доступа потребителям в офисы филиалов банков с введением администраторов для первичного приема клиентов и оказания информационно-консультационной помощи.

Также в целях реализации прав потребителей на получение достоверной и полной информации об услугах будут приняты меры по обеспечению представления клиентам со стороны кредитных учреждений информации о «полной стоимости кредита (займа)», позволяющей рассчитать реальную стоимость кредита (займа) перед заключением кредитного договора.

В марте будет открыта страница cлужбы на сайте ЦБ, где будет размещаться подробная информация для потребителей банковских услуг.