Уровень инфляции в Узбекистане по итогам февраля составил 1,1%. Эксперт Государственного комитета по статистике рассказал, что происходит с инфляцией в Узбекистане и как стабилизировать цены на внутреннем рынке.

Алишер Сиддиков

Заведующий кафедрой «Макроэкономическая статистика и национальные счета» Центра переподготовки кадров и статистических исследований
Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, кандидат экономических наук, доцент.

Как меняются цены в Узбекистане

В Узбекистане для измерения уровня цен рассчитываются довольно широкий круг показателей, среди которых при демонстрации инфляции наиболее часто используется — индекс потребительских цен (ИПЦ).

В динамике показателей ИПЦ за последние 12 лет можно проследить, что они за исключением прошлого года, имели значение среднего темпа роста для развивающихся стран. За анализируемый период темп роста ИПЦ варьировался от 5,6 (2015) до 7,8 (2005) процентов и имел в целом тенденцию снижения.

Следует отметить, что в течении полутора лет в Узбекистане произошли колоссальные изменения в государственном регулировании общества, включая, социально-экономические процессы. В экономическом плане реформы были осуществлены путем изменения государственной политики во всех сферах и отраслях национального хозяйства.

Одной из главных реформ была осуществлена в денежно-кредитной сфере экономики. Указ Президента Республики Узбекистан УП-5177 от 2 сентября 2017 года «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» содействовал формированию в стране валютного рынка, функционирующего на основе рыночных механизмов, создал равные условия ведения внешнеэкономической деятельности для всех субъектов предпринимательства.

В процессе либерализации валютного рынка произошла девальвация национальной валюты — сума. Официальный курс национальной денежной единицы относительно к иностранным валютам снизился почти в два раза.

Необходимо подчеркнуть, что девальвация национальной валюты привела к росту цен товаров на внутреннем рынке, за счет завозимых из-за рубежа импортной продукции.

В целях предотвращения спекулятивного завышения цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, создания дефицита и ажиотаж­ного спроса на них, а также мер по борьбе с коррупцией и злоупотреблением в процессе их реализации правительством страны были приняты и разработаны действенные меры по их пресечению.

В 2017 году уровень инфляции (по ИПЦ) в Узбекистане составил 14,4 процента. В динамике темпа роста ИПЦ после включения данных 2017 года произошли резкие изменения. В тренде динамического ряда темпа роста ИПЦ 2005−2017 годов была утеряна линейная связь. Линия тренда больше указывала на полиномиальную зависимость.

Значение другого показателя, т. е., дефлятора ВВП, демонстрирующий уровень инфляции в экономике страны в 2017 году составило 18,9 процентов.

В динамике дефлятора ВВП и ИПЦ за 2005−2017 годы наблюдается сближение показателей, что является положительным аспектом.

Однако в мировой практике при кризисном периоде наблюдается превышение значения ИПЦ над дефлятором ВВП, когда экономика стабильна и в ней прослеживается экономический рост, то тогда наблюдается обратная тенденция.

Что происходит с инфляцией в Узбекистане

В данной статье, нами рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость основных макроэкономических показателей Узбекистана, таких как экономический рост, темп роста ИПЦ и инвестиций в основной капитал, а также, ставка рефинансирования Центрального Банка.

Необходимо отметить, что положительным аспектом в прослеживаемой динамике с 2005 по 2017 годы является превышение темпа роста валового внутреннего продукта над темпом изменения ИПЦ в течение длительного периода. Это означает превышение роста доходов национальных экономических субъектов, над уровнем их обесценения.

Вместе с тем, не наблюдается высокая коррелированность между изменением ИПЦ, экономическим ростом и темпом роста инвестиций в основной капитал. Это объясняется, во-первых, незначительным влиянием темпа роста инвестиций на темп изменения ИПЦ. Во-вторых, отсутствие тесной связи между темпом роста инвестиций и экономическим ростом указывает на низкую эффективность вложенных средств в основной капитал.

Не смотря на значительный объем (рост инвестиций в основной капитал к предыдущему году в 2011 году составил 122,1%) капитальных вложений в национальную экономику (ни годовым, ни двух или трех годовым лагом) не произошли резкие изменения в темпе роста ВВП.

Центральный Банк Узбекистана при условии ожидаемого роста цен монетарного характера пользуется эффективным рычагом регулирования инфляции — ставкой рефинансирования. Динамика темпов роста ИПЦ и ставки рефинансирования ЦБ за 2005−2017 годы, показывает наличие взаимосвязи между ними не прямо-пропорционального характера. За анализируемый период ЦБ вёл жесткую денежно-кредитную политику, что позволила снизить ставку рефинансирования до 9 процентов годовых к 1 январю 2015 года.

При росте ожидаемого уровня инфляции в 2017 году ЦБ увеличил ставку рефинансирования до 14 процентов, тем самым снизив спрос на кредитные ресурсы и расширения объема денежной массы. Увеличение ставки рефинансирования также могло быть запланировано ЦБ для удержания уровня инфляции в пределах целевых параметров с учетом дальнейшей девальвации национальной валюты. Однако, ранее выданные (до повышения ставки рефинансирования) коммерческими банками кредиты (включая, ипотечные кредиты), а также девальвация национальной валюты оказали влияние на рост инфляции прошлого года.

Практика изменения цен в Узбекистане

Для расчета изменения цен на внутреннем рынке Узбекистана Госкомстат выполняет громоздкий труд, т. е., собирает, обрабатывает и анализирует данные по 386 наименованию товаров и услуг. Среди собираемых, обрабатываемых и анализируемых данных 112 показателей являются продовольственными товарами, 206 непродовольственные товары и 68 услуг.

Построение динамического ряда изменения цен на товары и услуги на внутреннем рынке Узбекистане по месяцам 2017 года показало не равномерное их изменение. Также в динамическом ряду не наблюдается пропорциональность роста (снижения) цен на товары и услуги и индекса потребительских цен. В связи с этим, нами построен динамический ряд из 15 компонентов, который включает динамику показателей ИПЦ, групп и отдельных товаров и услуг по месяцам 2017 года для расчета корреляционной матрицы.

Рассчитанная и составленная корреляционная матрица изменения цен на различные товары (услуги) и ИПЦ по месяцам 2017 года показала, что имеются различные взаимосвязи между показателями (таблица 1.). Согласно данным корреляционной матрицы наиболее прочная связь (очень сильная) наблюдается между ИПЦ и динамикой цен группы продовольственных товаров, где коэффициент корреляции равен 0,898.

Очень сильную и высокую корреляционную связь можно проследить между ИПЦ и динамики цен отдельных товаров и услуг в частности, одежды (0,943), молочных продуктов (0,865), хлебобулочных изделий (0,727) и бытовых услуг (0,793).

Средняя корреляционная связь наблюдается между ИПЦ и динамикой цен группы «непродовольственных товаров» (0,582), а между ИПЦ и динамикой цен овощей (0,156), алкогольных напитков (0,209) связь отсутствует.

Связь между ИПЦ и динамикой цен на услуги (-0,374), жилищно-коммунальных услуг (-0,328), «мяса, птицы и рыбы» (-0,459) имеет обратную, слабую характеристику.

Рассчитанная корреляционная матрица изменения цен на различные товары (услуги) и ИПЦ по месяцам 2017 года показывает на наличие не равномерного изменения темпа роста цен ежемесячно, которая объясняется различным уровнем спроса на товары и услуги на внутреннем рынке.

Однако следует отметить, что рассчитанная и составленная корреляционная матрица изменения цен на товары и услуги и ИПЦ по месяцам 2017 года с нарастающими данными предыдущих месяцев показала, что отличительно от предыдущей матрицы, здесь имеются относительно высокие индексы корреляции.

В матрице изменения цен можно проследить очень сильную и высокую связь между ИПЦ и группой товаров и услуг, а также, отдельными его компонентами, которая своё отражение нашла в коэффициентах корреляции находящее в диапазоне от 0,802 (жилищно-коммунальными услуги) до 0,995 (одежда, молочные продукты). Отличительной особенностью корреляционной матрицы изменения цен на товары (услуги) и ИПЦ по месяцам (с нарастающим итогом) 2017 года является наличие обратной зависимости между изменением цен овощей с другими компонентами матрицы.

Например, корреляционная связь между ИПЦ и изменения цен овощей по месяцам (с нарастающим итогом) в 2017 года имеет высокую обратную зависимость (-0,835). Это означает, что при росте общего уровня цен на определенные товары (услуги) наблюдалось снижение цен на овощи на внутреннем рынке. Также в корреляционной матрице наблюдается очень малое количество взаимосвязи товаров и услуг, имеющие среднюю зависимость. Такая же взаимосвязь наблюдается между изменением цен на горючее для автомобиля и «мяса, птицы и рыбы» (0,617), «услуги» (0,598), жилищно-коммунальными услуги (0,496). Средняя зависимость также прослеживается между жилищно-коммунальными услугами и продовольственными товарами (0,651).

Вклад изменения цен товаров и услуг в прирост ИПЦ

Для нашего анализа немаловажное значение имеет определение группы или отдельных товаров (услуг) способствовавших росту цен (инфляцию). Анализ внутренней структуры и темпов роста группы или отдельных товаров и услуг показал, что при приросте 14,4 процентов ИПЦ в 2017 году, вклад изменения цен продовольственных товаров составил — 6,9 процентов, непродовольственных товаров 5,7 процентов, услуг 1,8 процентов.

Для углубления анализа были сгруппированы товары и услуги по вкладам в изменения цен. Товары и услуги были сгруппированы по наиболее значимым (свыше 0,8 процентных пунктов прироста) и наименее значимым (до 0,4 п.п.) влияниям на прирост и со средним (от 0,4 до 0,8 п.п.) вкладом в прирост ИПЦ.

В группу товаров и услуг с вкладом в прирост ИПЦ с наиболее значимым влиянием вошли «мясо, птица и рыба» (3,13), фрукты (1,21), одежда (1,15), хлебобулочные изделия (1,01) и сахар, чай и пряности (0,93).

Во вторую группу товаров и услуг со средним значением вклада (от 0,4 до 0,8 п.п.) в прирост ИПЦ были включены строительные материалы (0,69), масло и жиры (0,58), картофель (0,57), топливо (0,54), обувь (0,48), молочные продукты (0,44) и услуги связи (0,43).

В третью группу товаров и услуг с вкладом в прирост ИПЦ с наименее значимым влиянием вошли жилищно-коммунальные услуги (0,37), товары личной гигиены (0,35), бытовые услуги (0,34), медикаменты (0,31), услуги транспорта (0,26), алкогольные напитки (0,21) и другие.

В экономическом анализе для определения перспективы развития или прогноза того или иного показателя часто пользуются коэффициентом эластичности, который показывает изменение (реагирование) одного показателя на рост или спад значений другого.

Расчеты для прогноза на ближайшую перспективу индекса потребительских цен позволили выявить группу продукций, отдельные товары и услуги, которые имеют различные показатели эластичности.

Расчет коэффициента эластичности ИПЦ к изменению цен товаров и услуг на 10 процентов показал, что продовольственные и непродовольственные товары и услуги приведут к изменению ИПЦ на 4,56, 3,56 и 2,08 процентов соответственно.

Если рассмотреть эластичность ИПЦ через призму отдельных товаров и услуг, то изменения цен на «мясо, птица и рыба», «хлебопродукты», «фрукты», «сахар, чай и пряности» и «алкогольные напитки» на 10 процентов приведут к изменению индекса потребительских цен на 1.044, 0.916, 0.458, 0.520 и 0.124 процентов соответственно.

Среди непродовольственных товаров коэффициент эластичности относительно высок по одежде 0.652, строительным материалам 0.440, обуви 0.319, топливу для автомобилей 0,266 и медикаментам 0,257.

Также рост цен на «жилищно-коммунальные услуги», «бытовые услуги», «услуги пассажирского транспорта» и «услуги связи» на 10 процентов содействуют росту ИПЦ на 0,517, 0.404, 0.375 и 0.179 процентов соответственно.

Способы противодействия инфляции

Главным реформатором политики регулирования инфляции выступает государство. Государственная политика по борьбе с негативными явлениями повышения цен, снижения курса национальной валюты, ценовых диспропорций и других отрицательных явлений направлены на следующие реформы. Во-первых, государственная политика по борьбе с инфляцией направлена на денежную реформу охватывающая частичную или полную трансформацию денежной системы, во-вторых, на антиинфляционную политику, основанная на разработке мер государственного урегулирования цен, процентной ставки и валютного курса, в-третьих, на политику доходов, путем установления контроля над зарплатой и ценами, вплоть до полного их замораживания.

Предложение по стабилизацию цен на продовольственные товары во внутреннем рынке

  1. Резюмировав анализ влияния факторов на прирост изменения цен во внутреннем рынке Узбекистана, следует отметить, учитывая то, что наибольшая часть прироста приходится на долю продовольственных товаров (48,1 процентов) необходимо обеспечить беспрекословное исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2017 года № ПП-3082 «О неотложных мерах по надежному обеспечению населения республики основными видами социально-значимых продовольственных товаров».
  2. На государственном уровне разработать действенные меры по обеспечению стабилизации цен продовольственных товаров, путем выделения земель под посев и увеличение роста производства зерновых культур, овощей и фруктов.
  3. Регулировать вывоз продовольственных товаров за пределы республики путем установления лимита на дефицитную продукцию на внутреннем рынке.
  4. Стимулировать импорт продукции, на которую во внутреннем рынке сформировался ажиотажный спрос, и не удовлетворяется выпуском продукции отечественных производителей.