Websum намерен возобновить работу в Узбекистане. Об этом изданию ICTNEWS рассказал генеральный директор компании Ильдар Садыков.

В 2010 году, когда с рынка исчезли Webmoney Uzbekistan (WMY) и eKarmon, был образован Websum, который стал в то время одним из первых, кто начал развивать электронную коммерцию в стране. В 2016 году Websum столкнулся с трудностями и проблемами и вынужден был приостановить свою деятельность. Cегодня всё готово к перезапуску проекта.

О появлении Websum

Впервые идея Websum возникла в 2007 году на примере Webmoney и «Яндекс. Денег», которые появились в конце 1990-х годов. Но мы поняли, что в Узбекистане вводить это было еще рано — слабое на тот момент развитие мобильного интернета и его дороговизна, а также низкий уровень компьютерной грамотности отсрочили сроки запуска. В это же время у нас появляются две платежные компании — eKarmon и webmoney.uz. Но они быстро закрылись в связи с низкой рентабельностью.

О том, чего не хватало тогда электронной коммерции в Узбекистане

Нужно было, чтобы поднялся электронный бизнес, который начал развиваться в Узбекистане лишь в 2010 году. Как раз в тот год мы и решили попробовать запуститься. Первые полтора года, конечно, было очень тяжело объяснить поставщикам услуг и обычным гражданам, что теперь можно платить не только через Paynet, но и через электронные кошельки в интернете в режиме онлайн, причем не выходя из дома.

О том, как развивались

С самого начала мы решили идти по направлению «Яндекс.Денег» и взяли за основу такие успешные модели, как B2С и C2C. Преимущество этой модели в том, что количество посредников намного уменьшается, что, естественно, приводит к росту прибыли. Если взять для примера компанию Paynet, то сначала идет первый поставщик, потом Paynet, потом агентская точка и только потом сам пользователь.

В нашей же системе идет только поставщик, мы и пользователь. Нашей главной задачей было стереть границы, чтобы человек мог сам с компьютера или телефона оплачивать свои услуги.

Мы сделали систему электронных кошельков, т. е. у каждого пользователя есть своя ячейка в системе, причем пользователь может пополнять ее денежными средствами и оплачивать услуги. Для этого пользователь должен зарегистрироваться в нашей системе и пройти проверку личности.

На тот момент пополнение своего кошелька было возможным только наличными через банк, при этом деньги зачислялись в течение трех дней. Чуть позже, после появления UzkardEMV, мы совместно с ЕОПЦ впервые в Узбекистане запустили услугу пополнения электронных кошельков через онлайн-карту.

О первых пользователях

Мы сразу определили наш контингент — это были программисты и те, кто работал с зарубежным рынком, а также наши сограждане, которые жили или работали за пределами Узбекистана и хотели помочь своим родным и близким в оплате тех или иных услуг компаний на территории Узбекистана.

Об остановке проекта в 2016 году

Так случилось, что соучредитель своими действиями нанес вред деятельности компании, и мы были вынуждены приостановить работу, чтобы полностью обновить программное обеспечение и, по сути, создать новую систему Websum с новыми возможностями для ведения бизнеса в интернете.

Никто из наших пользователей не пострадал. Пострадал Websum в целом. Поэтому мы приняли решение полностью поменять концепцию и подход к безопасности системы.

О том, чем занимались после этого

Мы занимались разработкой нового программного обеспечения. Прислушавшись к пожеланиям поставщиков услуг и пользователей, приложили весь свой опыт, чтобы сделать систему намного безопаснее, функциональнее и в то же время проще в использовании. Также за это время мы разработали мобильное приложение для смартфонов.

О том, чем Websum отличается от других проектов

Согласно отечественному законодательству, все товары мы должны продавать за сумы.

А вот представьте, что я гражданин Германии и там же живу. Я захожу на сайт компании из Узбекистана, которая производит товары прикладного искусства, и, допустим, хочу купить дорогой ковер.

Что мне делать? У меня нет узбекских сумов, но мне обязательно надо найти способ купить этот товар. Мне нужно лететь в Узбекистан, тратить деньги на билет, искать магазин, менять деньги.

Чем в таком случае полезна наша система для иностранного покупателя? Тот магазин, в котором я увидел ковер, может стать нашим поставщиком услуг. Он подключается к нашей площадке, а гражданин Германии, увидев понравившийся товар, заводит электронный кошелек в нашей системе, пополняет его и получает учетные единицы WSM. Далее после проведения покупки мы преобразуем их в сумы и передаем поставщику.

О планах на будущее

Мы планируем продолжать развивать электронную коммерцию, внедрять новые услуги и возможности для поставщиков услуг и пользователей. Так, мы уже вернули в систему платежей онлайн-игры, также тестируем разработанное мобильное приложение для смартфонов. Я считаю, что необходимо проводить семинары по развитию электронной коммерции, приглашать специалистов из других стран и обмениваться опытом.

О том, чего не хватает электронной коммерции в Узбекистане

Некоторые секторы рынка электронной коммерции в Узбекистане пока еще мало охвачены. В основном это интернет-магазины, электронные билеты, продажа туристических пакетов. На мой взгляд, всё это очень востребовано сегодня. Также необходимо организовать комфортные условия для известных мировых брендов. Возможности электронной коммерции сегодня просто безграничны, тем более у нас в Узбекистане. В современном мире электронная торговля занимает одно из ведущих мест в ведении бизнеса: она обеспечивает потребителей необходимыми товарами и услугами, она объединяет страны и континенты.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане разработают программу развития электронной коммерции — до 1 июня будет принято соответствующее постановление Кабинета Министров.