В коворкинг-центре Ground Zero прошла панельная дискуссия, организованная «Лабораторией бизнеса». Встреча была посвящена развитию туризма в Узбекистане.

Независимый эксперт по туризму Михаил Шамшидов, туроператор и гид Рустам Хусанов, основатель Topchan Hostel Ойбек Халов поделились мнением о том, как привлечь туриста в нашу страну, как Узбекистану следует себя позиционировать, обсудили проблемы подготовки кадров.

Турист Узбекистана — высокообразованный человек

Узбекистан на карте туризма существует для очень узкого сегмента людей. Это те, кто знает Шелковый путь, интересуется историей, считает Михаил Шамшидов. Для привлечения туристов в первую очередь нужно подумать, как страна будет позиционировать себя. Ведь туристские направления бывают самые разные. Бывают страны, куда люди едут отдыхать, получать духовную практику, лечиться и так далее.

«Если мы возьмем за основу историческое направление, то памятники, которые усиленно реставрируются на протяжении многих лет, только наносят урон имиджу. Нам нужно понимать, что наш турист — человек высокообразованный. Он сразу видит, что памятники отреставрированы. Такие туристы приезжают за историей. А стены из новых кирпичей, которые воссоздают былые здания, это не то, чего они ожидают. Скорее тут нужно не реставрировать памятники, а консервировать их. Прежде всего нужно определить, какой из этих путей выбирать», — сказал независимый эксперт.

При этом он подчеркнул, что маркетингом должны заниматься не туроператоры, а госагентство, которое будет ответственно за правильный имидж страны.

Нужно продавать эмоции, а не здания

Памятники действительно великолепны в Узбекистане, но это всего лишь базис. Все остальное — маркетинг. Это то, что накладывается на эти памятники, как органы государственной власти или бизнесмены могут преподнести архитектурное достояние, сделать его посещение незабываемым.

«В Агре есть театр при Тадж-Махале. Там каждый вечер для туристов ставится представление об императоре Шах-Джахане и его жене. Каждый раз, когда бываю в этом городе, неважно по туризму или по делам, всегда оказываюсь в этом театре. И каждый раз лью слезы. Надо учиться вызывать эмоции. Сами по себе монументы без эмоциональной начинки ничего не вызывают», — считает Михаил Шамшидов.

Что можно отнести к уникальным торговым предложениям Узбекистана? По мнению Рустама Хусанова, у нас много ресурсов, культурных пластов, которые не используются до сих пор. В качестве примера он приводит тему эвакуации. В Узбекистане турист может увидеть дом, где всю войну хранилась рукопись «Мастера и Маргариты». Еще один пласт — артефакты мусульманского мира. Например, первый Коран, хранящийся в библиотеке Хаст-Имама.

Памятники, которые дороги нам

Важно, чтобы к развитию туристической сферы подключились представители искусства и культуры. Рустам Хусанов предложил создать Общественный совет при Госкомтуризме. Действуя сообща, члены совета смогли бы решить массу недочетов. К примеру, вопросы сохранения исторических памятников, которые сейчас решаются только волей Министерства культуры. Другие люди, заинтересованные в сохранении памятников, не могут повлиять на работу, которая проводится в этом направлении.

«Мы не можем включить в реестр тот или иной исторический памятник. Это не в нашей компетенции. Мы не можем, к примеру, повесить табличку на дом о том, что здесь жила Анна Ахматова», — говорит Рустам Хусанов.

Вопрос о сохранении объектов регионального значения, по мнению туроператора, нужно решать на законодательном уровне. Эти здания и сооружения необязательно должны входить в базу ЮНЕСКО. Они могут быть дороги узбекистанцам лично. Это позволит стране использовать дополнительные ресурсы в привлечении туристов. А таких ресурсов у Узбекистана немало.

Кадры в туризме — это все население страны

Помимо богатой истории, у Узбекистана есть яркое, самобытное настоящее. Оно также может заинтересовать туристов. Целые экскурсии можно посвятить культуре узбеков, ее особенностям. Например, женскому танцу, жизни дехкан. А для этого должен развиваться сельский туризм. В селах должны открываться гостевые дома, хостелы, считают участники встречи.

Местное гостеприимство само по себе может быть отдельным турпродуктом. Туристы приезжают в Узбекистан для отдыха. Поэтому сам узбекский народ должен быть веселым и радостным. Веселая атмосфера может стать мощным рычагом для привлечения туристов. Здесь важно всё: как в ресторанчиках встречают гостей, на базарах общаются с покупателями, как обычные прохожие улыбаются туристам.

Репутация Узбекистана формируется и в блогах

Основатель Topchan Hostel считает, что самостоятельные путешественники создают имидж страны, оставляя отзывы об Узбекистане в своих блогах. В связи со сложностями регистрации, получения визы, дороговизной авиабилетов репутация у страны не самая лучшая.

«Индивидуальных туристов становится всё больше. Самостоятельные путешествия — это удобно и дешево. Молодые люди сами создают туры, основываясь на блогах. В этом плане важный аспект в потенциале Узбекистана — геолокация. Большинство гостей нашего хостела путешествует на машине или автостопом до Индии, Китая. На своем пути обязательно посещают Узбекистан. Потом они пишут о своих впечатлениях в блогах. Такие люди делают маркетинг страны за рубежом. Такие же самостоятельные туристы, прежде чем решить приехать в Узбекистан, читают их блоги. Считаю, что в этом плане важно развивать сегмент хостелов», — сказал Ойбек Халов.

Кадры решают всё

А в туризме многое зависит от гидов. С этим в стране существуют проблемы.

«Мы не сможем вклиниться в конкурентные войны на международной арене туризма, тем более выиграть и отхватить кусок, который будет измеряться миллионами, без обучения наших кадров. Для этого должны появиться частные учебные центры, которые обучали бы специалистов туристической отрасли. Думаю, такие курсы появятся в ответ на спрос со стороны туроператоров», — отметил Михаил Шамшидов.

Возвращаясь к проблеме нехватки талантливых гидов, Рустам Хусанов подчеркнул, что туркомпании ищут самородков, людей, которые любят свое дело. Нужна любовь к стране, своему городу, чтобы работать над собой, искать дополнительную литературу, которой очень мало. Книжные магазины слабы на литературу по истории Узбекистана.

«К примеру, в Хиве есть всего одна семья отличных гидов. Если они все заняты, то туроператору остается либо самому выезжать, либо брать „кота в мешке“, зная, что в итоге может получить негативные отзывы. Гидам нужно много времени, чтобы выработать определенные навыки: понимать, чего хочет турист, лавировать между его настроением, желаниями, временем. Наконец, этот гид должен сам выезжать в другие страны и быть в роли слушателя. После каждой такой поездки рождается что-то новое», — сказал Рустам Хусанов.

Он также рассказал, что у туроператоров существует своя база гидов, неопытных брать на работу никто не хочет. При этом есть молодые специалисты, которых не остановил отказ. Они начали проводить бесплатные экскурсии, нарабатывать таким образом опыт. Позже их имена зазвучали, и сейчас они являются одними из самых знаменитых гидов страны.

Экосистема туризма Узбекистана

Все обсуждаемые меры по улучшению сферы туризма должны быть объединены в единую концепцию, чтобы не было разрозненности в принятых решениях. Для этого должна быть сформирована экосистема, где у каждого будет своя роль, а цель одна, общая для всех. Так, только сбалансированная роль государства, частного сектора, народа и других субъектов, тем или иным образом относящихся к сфере, позволит гармонично развивать туризм.

Исчезнут туроператоры и хлынет поток туристов из Центральной Азии

В конце беседы эксперты рассуждали о том, что ждет сферу туризма в Узбекистане. Рустам Хусанов отметил, что, скорее всего, исчезнет профессия туроператора. Кроме того, транспортные компании потеряют свое преимущество. Останутся только гиды, отели и частные онлайн-заказы автомобилей.

Самый большой рост, по мнению Михаила Шамшидова, будет наблюдаться в традиционном культурном туризме из стран Центральной Азии. Узбекистан налаживает отношения с ближайшими соседями, между странами открываются границы. Это приведет к тому, что в ближайшее время хлынет поток туристов из центральноазиатских стран.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.