Работа Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции, Госкомземгеодезкадастра, Агентства «Узархив», а также других министерств и ведомств в сфере оказания государственных услуг признана неудовлетворительной.

Это указано в постановлении Президента Шавката Мирзиёева «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг».

Имеющиеся проблемы

В документе говорится, что несмотря на то, что в Узбекистане создана единая сеть центров государственных услуг, работающих по принципу «одно окно», в этой сфере все еще много нерешенных проблем и неиспользованных возможностей:

  • отставание в вопросах внедрения базовых информационных систем в ряде организаций, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобство и своевременность оказания государственных услуг.
  • ведение отдельными государственными органами реестров информации о физических и юридических лицах, объектах недвижимости и других документов в бумажной форме, отсутствие электронных архивов приводят к трудностям в оказании электронных государственных услуг.
  • большинство центров государственных услуг все еще не подключены к высокоскоростному интернету, что становится причиной неналаженности должного межведомственного электронного взаимодействия.
  • уполномоченные органы по оказанию государственных услуг и центры государственных услуг не оснащены должным образом современной компьютерной техникой и другими техническими средствами (устройствами), что препятствует внедрению передовых и инновационных методов предоставления государственных услуг;
  • центры государственных услуг не обеспечены необходимыми зданиями и помещениями, что не позволяет полностью охватить и одновременно обслуживать в последующем посетителей для оказания большего количества востребованных услуг;
  • прохождение разрешительных и лицензионных процедур остается сложным и зарегламентированным, наличие излишних требований и препон в процессе получения государственных услуг приводит к отсутствию прозрачности, различной правоприменительной практике, и в итоге — частым злоупотреблениям и иным нарушениям;
  • уровень знаний и навыков физических и юридических лиц по использованию информационных технологий остается низким, отсутствует организованная система их обучения предоставлению и получению документов в электронном виде.

Структурные реформы

В связи с этим:

  • с 1 июня 2018 года в центрах государственных услуг по перечню согласно приложению в экспериментальном порядке будут предоставляться 70−100 наиболее востребованных видов государственных услуг (он формируется и утверждается Службой по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента по предложению Министерства юстиции).
  • со дня внедрения в экспериментальном порядке государственных услуг уполномоченным органам запрещается принятие заявлений об оказании государственных услуг непосредственно от заявителей.
  • центры госуслуг переместят в здания, расположенные в центральной части районов.
  • новые здания центров разрешаются строить только за счет внебюджетных источников на основе преимущественно государственно-частного партнерства.
  • ежемесячно будет проводиться оценка наиболее востребованных государственных услуг путем критического и глубокого изучения практики их получения, проведения опросов населения.
  • начиная с 1 января 2019 года, при межведомственном электронном взаимодействии в рамках оказания электронных государственных услуг, использование персонального идентификационного номера физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кадастрового номера объектов недвижимости является обязательным;
  • до 1 июля 2018 года сертификаты ключей электронных цифровых подписей ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан выдаются гражданам центрами государственных услуг, указанными в приложении к настоящему постановлению, на бесплатной основе.

Новые IT-продукты

В течение трех месяцев вся адресная информация будет актуализирована с привязкой к персональному идентификационному номеру физического лица и кадастровому номеру объектов недвижимости, для дальнейшей интеграции с системой «Электронное правительство».

Помимо этого, обеспечат формирование и ведение единого реестра адресов объектов недвижимости с учетом присвоения уникальных кодов соответствующим населенным пунктам, улицам, проулкам и другим объектам.

В течение месяца разработают и утвердят порядок формирования и ведения реестра адресов объектов недвижимости.

С 1 января 2019 года можно будет оплачивать онлайн пошлины, сборы и иные платежи за оказание государственных услуг в электронном виде.

До того же срока все центры подключат к волоконно-оптическим линиям связи.

До 1 сентября создадут и внедрят систему обработки звонков с возможностью записи поступающих обращений по телефону.

До 1 декабря разработают мобильное приложения, в котором можно будет воспользоваться госуслугами.

До 1 января 2019 года будут разработаны информационные системы, ресурсы, базы данных, программных продуктов.

Полная оцифровка

Все госорганы, оказывающие госуслуги, должны:

  • поэтапно оцифровать всю необходимую информацию, что сейчас хранится в бумажном виде, с учетом дальнейшего формирования электронных баз данных и организации межведомственного электронного взаимодействия.
  • оптимизировать госуслуги с учетом искоренения избыточных процедур и сокращения бюрократии.
  • интегрировать свои ведомственные информационные системы и ресурсы с информационными системами «Электронное правительство».

Кроме этого при Минюсте создадут мультимедийный центр, который будет, в том числе, консультировать по вопросам касательно порядка оказания госуслуг. Там же все сотрудники, задействованные в оказании госуслуг, будут проходить курсы повышения квалификации.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте Национального информагентства.