Mirzo Ulugbek Innovation Center — это не про льготы

До сих пор еще ни одной сфере не предоставлялись такие льготы, какие предусмотрены для IT. Этому есть разумное объяснение: технологии используются практически везде, но к прогрессу приведет только развитие всех отраслей и ИКТ, как лидирующей.

К тому же нам нужно было сделать фундаментальный шаг в стимулировании отрасли, чем и стало создание MUIC.

Перед принятием решения был изучен международный опыт и, в качестве ближайшего примера, взята белорусскую модель. Во многом потому, что у нас много общего с ними.

К примеру, налоговые льготы. Традиционно в ИКТ высокие зарплаты, и есть компании, которые разными путями компенсируют их, в том числе, не совсем легальными. Так было в Белоруссии.

Предоставление налоговых льгот, когда компания не платит НДС за сотрудника, стимулирует их выйти из тени. Многие компании, которые раньше не могли выдавать своим сотрудникам официальную зарплату, сейчас получили эту возможность (то же самое предусматривает Концепция налоговой реформы — Spot).

Это обеспечит большой приток средств в бюджет — компании будут меньше платить налоги, но общее число платящих резко увеличится. Таким образом лечится вся экономика, и опыт Белоруссии наглядный тому пример.

При этом льготы нужны для того, чтобы люди начали задумываться. Мы не занимаемся простым предоставлением преференций. Наша задача связана не с ними, а с развитием экосистемы и инфраструктуры в стране.

О том, когда и как принимают в резиденты MUIC

В центре с самого начала решили максимально упростить все процессы. К примеру, бизнес-план, который является одним из требований, можно уместить на половине страницы формата А4.

В нем всего шесть пунктов:

  1. объем производства
  2. количество сотрудников
  3. есть ли в планах выход на экспорт
  4. если да, то какая сумма
  5. планируемое количество сотрудников
  6. планируемый объем производства в будущем

Это та информация, которая всегда есть в каждой компании. Мы сделали так, чтобы потенциальные резиденты не ходили и не собирали справки. Пакет документов можно прислать онлайн, воспользовавшись формой на сайте — нас совсем необязательно посещать.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Раз в месяц собирается Координационный совет, который на основе полученной информации решает, предоставлять компании статус резидента или нет. Как правило, более 90% заявок одобряется. Мы отказываем только тем, кто не подходит, к примеру по ОКЭД. Не принимаются и ИП.

Подробнее о том, как стать резидентом MUIC можно почитать на сайте — Spot.

О том, зачем нужны IT-сообщества

Сфера IT уникальна тем, что при помощи синергии и сообщества тут можно достичь больших результатов. Нетворкинг позволяет создавать новые продукты за счет коллаборации, и у нас уже были случаи, когда резиденты помогали друг другу в работе над решениями.

В Узбекистане, к сожалению, с сообществом пока не все так хорошо, как могло бы быть. Компании, даже если и занимаются одним делом, сильно разрозненны.

Свою роль играет и география. Сейчас порядка 80% наших резидентов из Ташкента. Такое соотношение не только у нас — тех же IT-компаний и инвесторов в столице в разы больше, чем в других регионах вместе взятых.

Задача MUIC — изменить эту ситуацию, повысить интерес к IT в регионах. Один из вариантов, который мы сейчас рассматриваем — создание акселераторов, где ребята могли бы сосредоточиться на работе над продуктом, не отвлекаясь на юридические, банковские и другие услуги, сопутствующие работе компании.

К процессу планируем привлечь частный бизнес, мы открыты ко всем предложениям. Особо приветствуем заявки от предпринимателей из областей, чтобы они, как местные жители, приняли участие.

Об утечке мозгов и создании рабочих мест

Практически во всех развивающихся странах есть проблема утечки мозгов. Как правило, выглядит она так: из маленького города в большой, из большого города в другую страну, из маленькой компании в большую. Многие ребята, окончив вузы, приезжают в Ташкент, набираются тут опыта и уезжают в другие страны.

Одна из задач MUIC — поменять ситуацию. Сделать так, чтобы на регионы приходилось не 20% IT-компаний, а намного больше. Чтобы у местной талантливой молодежи было место для работы, хорошее оборудование, быстрый интернет, комфортная обстановка.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Больше резидентов — больше компаний, больше компаний — больше рабочих мест. В конечном итоге мы должны сделать так, чтобы наши специалисты оставались в стране. Тем более, что и иностранные компании хотят того же.

К примеру, Exadel, которые в январе были в Узбекистане с визитом. Может показаться, что они приехали сюда, чтобы забрать наших специалистов к себе, но это не так.

Иностранным компаниям ни к чему подобные перестановки, потому что они сопряжены с лишними хлопотами: необходимо искать жилье, акклиматизировать, интегрировать в коллектив, социум.

Им лучше открывать дочерние компании тут, предоставлять свои решения и инструменты, обучать, поднимать уровень производства до своей планки и экспортировать продукцию уже отсюда в любую точку мира.

Наша задача — сделать так, чтобы в Узбекистане было как можно больше иностранных компаний. Они и сами готовы начать здесь работать, потому что видят потенциал, возможности, видят человеческий капитал, перспективы.

Узбекистан — уникальная страна. Свыше 30 млн населения, большая часть — молодежь, а это невероятные человеческие ресурсы, которые при правильном подходе можно направить в нужное русло. Это понимаем не только мы, но и иностранный бизнес.

Ни одна из тех компаний, что уже приезжали к нам и с кем мы ведем переговоры (а таких немало), не рассматривает Узбекистан в качестве рынка сбыта. Им даже наши льготы не особо интересны — нужны ресурсы. В первую очередь, они интересуются, сколько у нас молодежи, сколько вузов, сколько студентов, как хорошо они владеют английским.

Им неинтересно экспортировать сюда свою готовую продукцию — они хотят клонировать свою компанию здесь, масштабироваться с точки зрения производства, что позволит им, в свою очередь, вырасти, но уже в гораздо большем объеме, с точки зрения продаж.

Почему мировое сообщество так заинтересовано сейчас в Узбекистане? Они прекрасно понимают, какие возможности открываются перед ними, что пока еще есть ниша, но если не поторопятся, то это место займет кто-нибудь другой. Возможно, их конкуренты, которые в дальнейшем, за счет этого фактора, могут вытеснить их с рынка.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Не надо бояться того, что иностранная компания, войдя сюда, нарушит спокойствие или увезет всю талантливую молодежь и специалистов к себе. Им наши специалисты нужны здесь, и они готовы сделать для этого все, чтобы так оно и оставалось. Поэтому даже если сейчас и есть утечка мозгов, то совместными усилиями мы сможем изменить русло в пользу страны.

О популяризации IT и подготовке кадров

Работа с компаниями — один аспект деятельности, другой — работа с молодежью. Наша задача — популяризировать IT, показывать, что быть программистом, тестировщиком, IT-менеджером — это и престижно, и выгодно. Недостаточно просто создавать рабочие места. Надо готовить кадры, которые их займут.

По данным Государственного комитета по статистике по итогам января-марта 2018 года было создано более 3 тысяч компаний в сфере торговли и всего лишь 362 компании в сфере IT — Spot.

Почему, к примеру, в Узбекистане так популярно заниматься торговлей? Потому что есть реальные примеры. Дети видят вокруг себя тех, кто добился за счет этого успеха. Естественно, что и они предпочитают открывать магазины, а не учиться на программиста.

Наша задача сделать так, чтобы дети с раннего возраста видели перед собой примеры успешных людей, сделавших свое состояние на технологиях. Посмотрите на список самых богатых людей мира! В нем семь из десяти айтишники. Причем, первые три позиции уже давно занимают не владельцы заводов или торговцы, а руководители технологических компаний.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Нам надо это показывать, популяризировать, донести мысль, что с технологиями можно достичь успеха, даже не имея стартового капитала, завода или магазина, доставшегося по наследству. Достаточно и того, что есть интеллект, направленный в нужное русло.

Специально для этого запланирована целая программа, которую мы, совместно с ведомствами и хокимиятами, будем проводить на местах.

Будем популяризировать IT как сферу, которая открывает больше всего возможностей. Рассказывать, показывать на примерах реальных людей, благо, что у нас их хватает. Проводить семинары, встречи, мастер-классы во всех регионах.

У нас много успешных бизнесменов из сферы IT. Мы проведем кампанию с их участием, расскажем и покажем молодежи, почему быть IT-специалистом — это залог успеха, ведь зарплаты в IT всегда были и есть одними из самых высоких как в Узбекистане, так и во всем мире. И это только один из многочисленных стимулов.

Еще одно направление — воздействие на культуру. Одно время было очень модно работать юристом или экономистом. Вспомните конец 90-х и середину 2000-х — большая часть молодежи мечтала поступить в Юридический институт или Экономический университет («Нархоз»).

Многие из них не знали никого из экономистов, не видели вокруг себя успешных примеров и все равно шли в эти вузы — тут играл большую роль ореол престижа.

Наша задача — сделать то же самое, только с профессиями в IT. Чтобы взрослое поколение с гордостью говорило «Мой сын — разработчик/IT-менеджер», с детства направляло и советовало поступать своим детям в IT-вузы, на IT-факультеты.

Сейчас многие из взрослого поколения думают, что айтишник — это тот, кто чинит компьютеры и телефоны. Нам надо менять это мышление. Это грандиозная работа, тут затрагиваются социологические и даже культурные пласты, но нужно сделать так, чтобы «лед тронулся».

Надо, потому что мы рождены, чтобы экспортировать IT. Мы исторически были ориентированы на точные науки. Математика — то, что дается нам лучше всего вот уже много веков. У нашей молодежи есть предрасположенность к этому, и нам надо это направить в нужное русло.

Посмотрите на Белоруссию. Еще каких-то 10−15 лет назад у молодежи, грубо говоря, стоял выбор: уйти в сельское хозяйство или в промышленность.

Сейчас это страна, где создаются успешные IT-проекты мирового уровня. Родители, на вопрос своих детей «Куда бы мне поступить», отвечают «Иди в программирование». Это отличный прецедент.

О переквалификации специалистов других сфер в программистов

Так сложилось, что многие руководители успешных IT-компаний не получили высшее образование. Мы хотим этим воспользоваться и переманить к себе тех, кто подавал в вузы, но не поступил.

Сейчас для многих несдача экзамена — трагедия. Кто-то уходит в торговлю на рынке, кто-то уезжает на заработки за границу, кто-то и вовсе выбирает сомнительный путь. Мы работаем над тем, чтобы предложить не поступившим ребятам альтернативу.

На практике это будет выглядеть следующим образом. Сдал человек документы в медицинскую академию, не поступил. Мы предлагаем ему попробовать свои силы в IT — в сфере, для которой наличие корочки не имеет особого значения. Сначала молодым людям будет предложено пройти обучение на курсах, организованных при компаниях-резидентах, после стажировка и трудоустройство. Именно для этого мы предлагаем включить в поле преференций и компании, профилем которых является IT-обучение.

Это позволит снизить цены на курсы программирования. Сейчас стоимость формируется исходя из зарплат преподавателей. Получив льготы, компании смогут снизить ее, и обучение станет дешевле.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

По окончанию этих курсов проводится demo day, куда приходят наши резиденты и представители IT-компаний. Студенты презентуют свои проекты, а компании, в зависимости от своей спецификации, берут их к себе на работу и в некоторых случаях компенсируют средства, затраченные на обучение.

Таким образом, мы сможем поставить на конвейер создание джуниониров, которые сейчас так нужны практически всем компаниям. Нужны настолько, что компании даже готовы оплатить их обучение.

Еще один вариант — создание лаборатории при вузах. К примеру, компания хочет создать свои лаборатории, куда будут принимать студентов этих учебных заведений.

Вуз предоставляет помещение, компания — оборудование и менторов-практиков, которые непосредственно заняты на производстве. Слушатели проводят тут три-шесть месяцев, по окончанию обучения или устраиваются в эту компанию, которая открыла лабораторию, или в другие организации, которых на рынке хватает.

Это очень важный аспект, потому что без IT-образования, без создания надежного механизма по поставке кадров в компании мы будем развиваться не так быстро, как могли бы.

MUIC в этой цепочке выступает эпицентром, узлом, который связывает кадры, компании и вузы. Глобальная же наша цель — помочь Узбекистану стать хабом Центральной Азии, потому что наша страна с имеющимися ресурсами идеально подходит для этого.