С чего всё началось

27 марта был опубликован проект Концепции реформирования налоговой системы Узбекистана, который был разработан Национальным агентством проектного управления (НАПУ). Тогда Spot приводил разъяснения экспертов и реакцию представителей бизнеса на предлагаемые изменения.

20 мая прошло очередно обсуждение проекта концепции, о котором сообщил экономист Бехзод Хошимов на своей странице в Facebook. Под постом развернулась бурная дискуссия, в которой приняли участие как те, кто поддерживает разработанную концепцию, так и ее критики, в том числе Абдулла Абдукадыров, один из экспертов, вносивших предложения на обсуждении.

Что предлагают изменить в проекте реформы

Абдукадыров опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором отметил, что предложения нынешнего проекта концепции приведет к дефициту текущих параметров бюджета более чем на 10% от объема ВВП:

«Какая страна могла себе позволить такой дефицит без существенных, долгосрочных, а порой необратимых социальных потрясений? Кто-нибудь помнит всю причину финансового кризиса стран Евросоюза, когда дефицит бюджета отдельных стран ЕС превысил уровня 3% ВВП (Греция, Италия, Португалия, Испания) в 2011—2013 годах. Нельзя проводить такие сомнительные реформы, которые наверняка обернутся серьезными инфляционными явлениями, ростом цен, упадком обменного курса, оттоком инвестиций в народное хозяйство, падением реальных доходов населения».

Также он кратко описал альтернативную версию концепции:

  • Отменить все отчисления в государственные целевые фонды, компенсировав потери за счет поступлений по НДС. Консолидация исполнения всех внебюджетных фондов в едином бюджете (за исключением Пенсионного фонда) и распределение целевых ресурсов через государственный бюджет по единым правилам Казначейства.
  • Оставить существующую ставку налога на прибыль. Снизить ставку налога на прибыль коммерческих банков до 14%. Исключить из базы обложения некоторые статьи социального характера и связанные с ведением бизнеса.
  • Снизить ставку НДС до 16% с одновременным введением НДС для всех хозяйствующих субъектов, за исключением тех, у кого оборот менее 5 млрд сумов.
  • Установить следующую трехступенчатую шкалу налогообложения с отменой нулевой ставки первой ступени и обязательных отчислений на индивидуальную накопительную пенсионную систему (ИНПС):
    • от 0 до 5 МРЗП — 5%;
    • от 5 до 10 МРЗП — 15%;
    • свыше 10 МРЗП — 20%.
  • Объединить единый социальный платеж со страховыми взносами граждан в единый платеж «социальные отчисления в пенсионный фонд» со ставкой 20%, уплачиваемой в пропорциональных долях, приходящихся на работодателя и работника в следующей регрессионной зависимости от заработной платы начисляемой работнику:
    • от 0 до 5 МРЗП — 90%/10%;
    • от 5 до 10 МРЗП — 70%/30%;
    • свыше 10 МРЗП — 50%/50%.

Что ответили сторонники концепции НАПУ

Приведенные в публикации доводы прокомментировали эксперты. В частности, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов заметил, что в расчетах потерь бюджета при осуществлении предлагаемых реформ, и «близко нет» цифры 10% от объема ВВП.

«Также наверно утверждение, что 3% дефицита бюджета является критическим. В Европе это вызвало споры между участниками, потому что в разных странах с разными инфляционными ожиданиями единая валюта, параметры которой ЕЦБ пытается удержать ниже 2%. При этом именно менее развитые участники (Греция, Испания и другие) для поддержки внутреннего роста пытаются держать более дефицитный бюджет, тогда как более развитые участники, как Германия, пытаются навязать странам ЕС более строгую бюджетную и инфляционную дисциплину. Но опять же, речь идет об экономиках гораздо более развитых и стабильных, чем наша. В наших условиях реальный дефицит в 3% гораздо приемлемо, чем профицит с различными приписками, когда планы по сбору одни, а на деле денег в бюджет собирается меньше», — написал Хашимов.

Отвечая на предложение снизить ставку НДС до 16% и ввести НДС для всех хозсубъектов с оборотом более 5 млрд сумов, эксперт подчеркнул, что при расширении круга плательщиков НДС для снижения налоговой нагрузки приобретает решительное значение непрерывность цепочки плательщиков НДС. Он привел цифры: среди текущих плательщиков ЕНП менее 15% в 2017 году имели оборот более 1 млрд сум. Если этот предел поднять до 5 млрд, то эта цифра упадет на порядок ниже, отметил Хашимов:

«Понимаете ли вы, что с таким числом плательщиков НДС очень трудно обеспечить непрерывность цепочки его плательщиков и для этих плательщиков предлагаемая вами реформа превратится в сущий кошмар и реально приведет к дроблению бизнесов и их уходу в тень? При этом для подавляющего числа плательщиков ЕНП никакой реформы и послаблений не будет. При этом ещё ставку НДС вы предлагаете поднять с 12 до 16%, тогда как у наших ближайших соседей и партнеров это ставка все же 12%».

С тем, что порог 5 млрд для введения НДС — это слишком много, согласилась и Татьяна Шалунова, директор ОНК Rastax group, налоговый консультант и аудитор. Также она отметила, что НДФЛ и соцплатежи становятся более запутанными:

«Обычный человек так и не сможет их рассчитать самостоятельно. А раз так, мы так и не добьемся осознанности в уплате налогов. На самом деле основная цель плоской шкалы именно в этом».

Зафар Хашимов также заметил, что из предложений по налогообложению оплаты труда, ЕСП, пенсионного фонда неясно, сколько должно заплатить предприятие и сколько — сам налогоплательщик.

Затем он обратил внимание на то, что предлагаемая ставка налога на прибыль в 14% не исключает далее еще и выплату налога на дивиденды. Получается, что предприниматель будет выплачивать налог с прибыли 14%, а после, если захочет снять дивиденды, заплатит еще 10%, что совокупно будет составлять 22,4%.

«В нашем предложении, вызвавшем споры, мы предлагали 25%. Тут нужно отметить, что мы добивались его снижения до 20%, но встречали сопротивление. Но в нашем варианте платили только с распределенной прибыли, то есть только с дивиденда, при этом, если деньги оставались в бизнесе, то ничего не надо было платить. А теперь предлагается нашими оппонентами в любом случае заплатить сначала 14%, а если снимаете дивиденд, то совокупно это будет 22,4%. То есть, если компания снимает половину прибыли как дивиденды, а другую оставляет в предприятии, по нашей версии, с общей прибыли это составляло 12,5%, а теперь для этого предприятия налоговая нагрузка составит более 18%», — привел расчеты эксперт.

Налог на дивиденды в концепции НАПУ бизнес-консультант Хондамир Муслимов назвал находкой:

«В период, когда мы изживаем воинствующую фискальную систему, это находка решает ключевую проблему, конфликт интересов бизнеса и фискальных органов в расчете налооблагаемой базы. Может быть, это решение не идеальное, но в данном историческом отрезке единственно верное».

По его словам, существующая налоговая система сделала предпринимателя преступником, а отчетность — рисованной. Между тем, отметил Муслимов, для иностранных инвесторов, которые всё активнее выходят на рынок Узбекистана, одним из основных условий является прозрачность финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, и не сиюминутная, а в течение прошлых нескольких лет.

«Узбекистан — уникальная страна, в которой несмотря, на то что, в ней нет войны, экономика в большей части, точнее, в абсолютно большей части в тени. Я допускаю, что прогрессивная шкала НДФЛ — самая справедливая в мире. Но в данном историческом отрезке необходимо ввести плоскую, а может быть, и регрессивную шкалу. Чтобы вытащить из тени з/п».

Ранее специально для Spot эксперты Татьяна Шалунова и Гулнора Эргашева разъясняли проект концепции налоговой реформы. В ближайшее время Spot опубликует еще одну развернутую статью о пунктах концепции, которые вызвали критику и спровоцировали волну обсуждений.