Баходир Фозилхужаев

Генеральный партнер Master Expert Partners, консультант по институциональному и организационному развитию

За последний год многие ученые-экономисты, лидеры мнений публично высказывались в пользу крупного бизнеса, указывая, что малый и средний бизнес (МСБ) приносит всего лишь 7% налогов в бюджет страны (при этом замечу, что сектор МСБ генерирует целых 50% ВВП). Такой расчет возможен, если учитывать лишь прямые налоги. А если принимать во внимание платежи во внебюджетные фонды, подоходный налог (НДФЛ), который платят сотрудники и учредители данных субъектов, то процент будет другой. Также много комментариев о том, что малый бизнес уходит в тень.

Хотелось бы донести до всех, начиная с простого обывателя до высших деятелей простую мысль: лишь малый и средний бизнес способен решить основную массу задач, которая стоит перед нашей страной. Ни в коем случае нельзя забывать об этом, и малый средний бизнес следует всячески поддерживать и оберегать.

Кто создает дешевые рабочие места?

Субъекты МСБ обеспечивают занятость 77% всего трудоустроенного населения. Да, уважаемые читатели, крупный бизнес и государство вместе, включая все бюджетные организации, обеспечивают работой лишь 23% оставшихся.

Если верить публичным данным, то у нас официально трудоустроено 14 млн человек. Делаем простой расчет: 77% от 14 млн составят 10,78 млн. Друзья, обратите внимание: государство и корпорации, при всех их мощи и возможностях, заняли лишь 3,22 млн человек.

Наша страна готовится к бурному росту. Люди верят в инициативу, реформы, либерализацию и развитие. Наш огромный человеческий капитал, который был частично «разбазарен», частично эмигрировал, а где-то деградировал, снова набирает силу. Естественно, процесс изменения всегда сопровождается ошибками, отклонениями от основного курса и сопротивлением.

В первую очередь сопротивление идет со стороны рядовых госслужащих. Ведь сейчас им приходится много работать. Если раньше госдолжности были где-то синекурами, а где-то «кормушками», то сейчас это масса, которая начинает бродить и менять свои свойства.

Твердая воля и постоянный нажим первого лица государства, возросшее самосознание людей заставляет сотрудников исполнительной власти, начиная с центральных аппаратов и заканчивая окраинами, меняться.

Но все еще распространены факты халатности, несдержанности и злоупотребления властью. До сих пор в сознании части чиновников сидит его предок из тех времен, когда народ нужен был, чтобы служить «господам». Хотя президент повторяет, что госорганы должны служить народу, а не наоборот.

При чем здесь малый бизнес? При том, что без понимания всеми ветвями власти, а в особенности исполнительной власти, что исконный «хребет» любой экономики мира, опора спокойствия и законности власти — это малый и средний бизнес (читай: средний класс), невозможно достичь истинных завершенных реформ.

Давайте смоделируем ситуацию. Организация X из-за рубежа или со штаб-квартирой здесь решила организовать производство, к примеру, в Хорезмской области. Как вы думаете, долго будет раздумывать хоким, принять или не принять представителя компании, которая обещает 200-миллионные долларовые инвестиции в регион, создание 1500 рабочих мест (в лучшем случае, но возьмем эту цифру), инновации и прочее? Уверен, что сегодня уж точно нет ни в одной области муниципального органа, кто дерзнет заставить инвестора ждать. Все двери раскроются.

Теперь смоделируем другую ситуацию. Предприниматель, который инвестирует 50 тысяч долларов, насколько быстро он дойдет даже не до областного, а районного хокима? Ну принять-то его примут, в день приема граждан. Но будет ли хоким держать его дело под личным контролем?

Так вот что интересно: сколько рабочих мест создаст этот предприниматель с условными 50 тысячами долларов? Думаю, люди, худо-бедно знакомые с реалиями, скажут, что не меньше 20−30, а если это сфера легкой промышленности, то около 50.

Посчитаем, во сколько обойдется создание рабочего места в каждом из этих случаев:

Проект
Сумма инвестиций
Количество рабочих мест
Стоимость создания одного рабочего места
Крупный иностранный проект
200 млн долларов
2000
100 тысяч долларов
Предприниматель из сектора МСБ
50 тысяч долларов
20
2,5 тысячи долларов


Что же получается: простой предприниматель, который на каждые 2,5 тысячи как минимум, создает одно рабочее место, нам менее ценен, чем корпорация, которая создает рабочие места в 20 раз дороже, под серьезные государственные гарантии, в кредит (да, большие бизнесы предпочитают использовать чужие деньги)?

Если вы вдруг не прониклись соотношением, представьте пример. Мясник из лавки по соседству предлагает вам один килограмм мяса за 36 тысяч сумов. И тут подъезжает навороченный внедорожник, выходят серьезные люди в дорогих костюмах, открывают кейс и предлагают отличную акцию — инновационную ферму, которая будет производить нано-мясо в умопомрачительных объемах. Но небольшое условие: подпишите гарантию, что вы будете покупать это мясо, а в случае невыполнения обязательств всей махаллей ответите. И да, цена мяса — всего лишь каких-то 90 долларов.

Думаю, любой человек задастся вопросом: а зачем мне мясо за 720 тысяч сумов? Причем завтра, да еще и под гарантии махалли?

Конечно, это утрированный пример. Если же делать реальные расчеты, то есть проекты, где создание одного рабочего места стоит более миллиона долларов. Но, к счастью, это проекты под управлением государства. Крупные проекты нужны для увеличения ценности экономики, это никто не будет отрицать. Но давайте ответим на следующий вопрос.

Почему необходимо обратить внимание на стоимость создания рабочих мест?

Количество трудоспособного населения Узбекистана в 2017 году составило 19,4 млн человек. Если мы вычтем 1,8 млн студентов средне-специальных и высших учебных заведений, остается порядка 17,6 млн экономически активного населения.

Возрастная структура постоянного населения Узбекистана на 1 января 2017 года


Официально трудоустроенных, как мы уже отмечали, чуть более 14 млн человек. Куда-то делись порядка 3,8 млн человек. Предположим, что часть сидит дома, часть имеет доходы за счет сдачи имущества в аренду. В то же время, по самым минимальным оценкам, не менее 2 млн узбекистанцев — трудовые мигранты.

Президент и правительство объявили курс на максимальное трудоустройство граждан в стране. Итак, если даже мы возьмем минимум (2 млн), разделим на 4 (каждый год — четверть мигрантов), добавим одну четверть от студентов, то получится 950 тысяч человек. То есть, по самым низким оценкам, необходимо генерировать около 1 млн рабочих мест ежегодно, в первую очередь для того, чтобы пенсионная нагрузка снижалась, а экономика продолжала расти.

Самая большая экономика мира, США, генерирует около 2,5 млн рабочих мест в год. Самая быстрорастущая экономика, Китай, в пик роста создала 13,4 млн рабочих мест. Уместнее будет сравнивать нас с Китаем, так как это быстроразвивающаяся страна. Численность населения — 1,4 млрд округленно. В самый пик создание рабочих мест составляло 0,96%. У нас требуется 3%.

Понятно, что нам тяжело настолько превзойти китайскую экономику и будет более разумно планировать хотя бы 1,5%. Это примерно 500 тысяч рабочих мест.

Теперь вернемся к нашим расчетам выше, в таблице. Стоимость генерации одного рабочего места для крупного бизнеса — порядка 100 тысяч долларов.

Продолжим занимательную арифметику. 500 тысяч умножим на 100 тысяч долларов, получаем 50 млрд долларов. Если сравним с нашим ВВП, с официальным (27 млрд долларов) и неофициальным (не менее 27 млрд долларов по общему мнению экспертов), что в сумме около 54 млрд долларов, получается, что для создания необходимого количества рабочих мест крупным бизнесом понадобятся инвестиции в размере около 91% от всего нашего ВВП.

Думаю, всем ясно, что ни одна страна в мире, даже Китай, не сможет привлечь столько иностранного капитала. Но если мы обратим внимание на другую цифру и продолжим расчеты, то картина будет не такая мрачная.

Итак, при хорошей поддержке МСБ генерирует от 80 до 90% рабочих мест. Так, в США это обычно около 90%, а в Китае — порядка 80%. Значит, нам нужен малый средний бизнес для выполнения плана трудоустройства. 90% от 500 тысяч — 450 тысяч.

Сколько же нужно инвестиций для МСБ, чтобы создать столько рабочих мест? Всего лишь 900 млн долларов. Округлим до миллиарда? Подъемная сумма для нашей экономики? Думаю, даже если мы увеличим в два раза, то получим 2 млрд, или 4% от ВВП страны. Как видите, тут мы уже можем выдохнуть и почувствовать, что эта задача нам по плечу. Нам, гражданам и власти.

Конечно, государству тяжело сразу предложить столько инвестиций. Но оно и не обязано, нужно всего лишь создать среду, когда люди заинтересованы в создании предприятий малого и среднего бизнеса. Поэтому, исходя из особенностей истории развития, у нас был развит «щадящий» режим налогообложения, выражавшийся в целом ряде льгот для производителей, сферы услуг и развлечения. Но были препоны таможенные, банковские и регулятивные, которые сейчас целенаправленно снимаются.

Итак, подводя итог, мы понимаем, что МСБ генерирует до 90% новых рабочих мест, обеспечивает занятость до 80% трудоустроенного населения. И политика поддержки государством малых и средних предприятий приведет к следующим итогам:

  • повышение занятости населения и снижение уровня трудовой миграции;
  • увеличение генерации доходов в удаленных регионах без значительных инвестиций;
  • расширение круга плательщиков взносов в Пенсионный фонд, который поможет снизить пенсионную нагрузку.

Это были первые аргументы в пользу продолжения политики поддержки МСБ государством, включая более легкий режим налогообложения. Следующий аргумент будет представлен очень скоро.

Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot писала о том, чего ждать малому бизнесу от налоговой реформы.