«Учителя не верили в мой потенциал», — говорит Анна Борошок, член экспертного совета Buyuk Kelajak, ведущий стратег диджитал-трансформации в медийной группе Emakina в Бельгии. Историей своей карьеры она поделилась со Spot.

Лучший совет — искать стажировки

Я родилась в Зарафшане (Навоийская область) в самой обычной семье. В школе отличницей не была, но училась неплохо, хотя многие учителя не верили в мой потенциал.

Учительница по математике называла меня курагой, намекая на мой «высохший» мозг. Классная руководительница считала, что я смогу поступить только в техникум, а об университете мне и мечтать не стоит.

Экзамены в университет мировых языков я провалила. Однако вместо того чтобы поумерить амбиции, на следующий год я решила подать документы в лучший вуз страны — Университет мировой экономики и дипломатии. Меня мотивировала мама: грозилась, что я буду работать нянькой в детском саду, если не смогу поступить. И я поступила! Никто не мог в это поверить, даже я сама.

Я не была лучшим студентом, но после лекций каждый день бежала на стажировку, тогда как другие шли домой или в читалку, которая меня усыпляла. Мне всегда хотелось конкретных знаний и практики. Не помню, кто посоветовал мне пойти на стажировку, но это был один из самых лучших советов в моей жизни: к моменту выпуска у меня уже был год опыта работы, что помогло получить грант на обучение за рубежом.


Фото из архива

Год я стажировалась в Центре экономических исследований при ПРООН (CER — Center for Economic Research). Найти стажировку помог один из преподавателей (если вы чего-то хотите, обязательно говорите об этом с другими людьми — никогда не знаешь, кто сможет помочь).

После стажировки CER я постучалась в двери Международного комитета красного креста — не могла до них ни дозвониться, ни дописаться, поэтому взяла резюме и пошла обивать пороги. И мне повезло. Меня взяли на три месяца, более того, мне дали работу: два месяца я переводила документы. Помню, получила 300 долларов, что тогда было для меня невиданной суммой. Это еще больше подстегнуло меня развиваться и работать в престижных компаниях.

Магистратура в Польше и борьба с плагиатом

На последнем курсе я активно подавала заявки на стипендии и получила грант на год обучения в Польше по магистерской программе Ланкастерского университета в области политики и общества. Также стипендия покрывала расходы на проживание (3000 долларов в год). Это была просто сказка. Если бы не грант, мама не смогла бы оплатить мою учебу.

Самой большой проблемой, с которой я столкнулась, было непонимание, как писать рефераты от, А до Я самой, без плагиаризма. Я привыкла, что в Узбекистане мы находили курсовые работы онлайн, немного добавляли что-то от себя — и готово.

В Польше я скопипастила первую работу и получила D- (неуд). Там нельзя ни одной строчки копировать без аннотации. Преподаватели это сразу замечали и не принимали работу. Приходилось сидеть в библиотеке ночами и писать рефераты. Это было болезненно, но многому меня научило. Университет я окончила с хорошими результатами и в процессе много узнала о структурном анализе, исследовательской работе и академическом письме.


Фото из архива

Магистратура в Италии и стажировка в Эфиопии

Затем я получила еще одну стипендию — на обучение в Европейской школе передовых исследований в области сотрудничества и развития в Италии. Программа предлагала оплачиваемые стажировки в развивающихся странах, и я поехала на три месяца в Северную Эфиопию исследовать человеческий капитал.

Было непросто: я жила в соломенно-глиняной хижине, куда частенько наведывались крысы, все удобства были на улице и представляли собой просто дыру в полу. Еда была очень однообразная, самое изысканное лакомство — сахарный тростник. И всё же я наслаждалась этим опытом и непрерывно училась.

Через три месяца Cooperazione Internazionale предложила мне полугодовой контракт на юге Эфиопии, в Негеле. Была задача провести исследование и понять, почему одни фермы развиваются устойчиво, а другие нет. Я видела, как гуманитарная помощь из-за рубежа негативно влияет на местные сообщества, сколько денег тратится впустую. Это изменило мое отношение к благотворительности. В итоге я решила не работать в этом секторе, потому что он противоречит моим ценностям.


Анна проводит исследование по устойчивости ферм в Южной Эфиопии. Фото из архива

Accenture и буллинг на работе

После стажировки я отправилась в Ирландию. Это был 2008-й, год кризиса. За год мне удалось получить только двухмесячный контракт в Международной организации по миграции, где я проводила исследования по грузинским и молдавским сообществам.

После множества собеседований я наконец получила работу в Accenture. Там я занималась клиентским сервисом на аутсорсе для Microsoft. Зарплата была низкая, относились ко мне неважно: было много манипуляций и буллинга. Моя самооценка рухнула, но я боролась.

Это были времена, когда компании не задумывались о том, что нужно создать благоприятные условия, чтобы получить от сотрудника максимум. Хотя и сегодня существуют компании, которые «выбивают» результаты посредством кнута (и даже без пряника). Это такие методы, как контроль над каждой минутой рабочего времени, жесткая критика, блокировка доступа интернету. Конечно, в короткой перспективе это неплохое решение, но в долгой — это провал.

В нынешнее время властвует концепция прозрачности. Если компания действует на принципе угнетения с выжиманием результатов, очень скоро об этом узнают потенциальные сотрудники, а может, и СМИ. В итоге толковые кадры к вам не пойдут.

Личный опыт в таких компаниях неплох тем, что вы понимаете для себя раз и навсегда, чего вы не хотите в своей карьере. Через год работы, после нескончаемой критики и планов по личному развитию, мне предложили повышение (парадокс, не правда ли?), но я вежливо отказалась и ушла в другую компанию.


Фото из архива

Хочу дать совет: несмотря на неприятный и негативный опыт, никогда не понижайте планку и верьте, что вас ждет что-то лучшее, двигайтесь только вперед, несмотря на препятствия и поражения. Особенно это касается женщин.

Мы недооцениваем свой потенциал и часто не решаемся подать на ту стажировку, на тот грант, на ту работу, которую нам действительно хочется получить. А свято место пусто не бывает, как говорится. Не отдавайте его никому!

Google и идеальное резюме

После Accenture я устроилась в американскую компанию ServiceSource, которая обновляла лицензии для крупнейших IT-компаний мира. Мне нравилось там работать, и зарплата была хорошая, но через год я поняла, что перестала расти, и стала искать новые возможности. Просматривая вакансии, увидела позицию для русскоговорящего специалиста в Google. У меня аж сердце забилось чаще. Я подумала, почему бы и нет?

Прежде чем подавать напрямую, я решила узнать побольше от сотрудника Google. Это было хорошее решение. Всегда стоит сначала попробовать получить информацию изнутри.

Я довела резюме до совершенства, перед интервью собрала все возможные вопросы и написала ответы на них. Потом я в буквальном смысле репетировала: села за стол и стала проговаривать ответы. Также я собрала всю информацию о вакансии, на которую подавала, изучила продукты Adwords и тренды рынка.

Всего было семь интервью: три по телефону и четыре личных. Первое интервью было в основном о моем резюме и опыте работы. На втором проверяли знание языка.


Фото из архива

Третье интервью было сфокусировано на аналитических навыках. Я побаивалась странных вопросов с подвохом, которыми известна Google, например: «Сколько мячиков для гольфа поместится в самолет?». К счастью, ничего такого не спрашивали. Интересовались, сколькими проектами и как я управляла, какие были трудности и как я с ними справилась, какие исследования и какими методами проводила и т. д.

Остальные интервью проходили в офисе Google, в один день, с четырьмя разными сотрудниками. На них тоже задавали вполне ожидаемые вопросы.

Позже, когда я начала сама проводить собеседования, я поняла основные ошибки, которые совершают люди:

  • не могут описать свои достижения или проекты, что создает впечатление, будто человек написал неправду в резюме;
  • не могут привести подходящие примеры;
  • не изучают как следует направление, в котором хотят получить работу;
  • не могут продемонстрировать логику в решении проблем.

Чтобы написать хорошее резюме, я бы посоветовала как можно точнее описывать свои обязанности и эффективность относительно других сотрудников/студентов. Достижения лучше выражать в цифрах, например: «Была единственной в команде, кто перевыполнил поставленные цели на 20%». Также надо объяснить, как удалось этого достичь, иначе может показаться, что вам просто повезло.

Почему я ушла из Google

В Google я была аккаунт-стратегом и менеджером крупных клиентов, таких как J&J, LVMH, Chanel, Nivea, Bayers, Wildberries, Lamoda, LaRedoute и т. д. Обычно у меня было портфолио из 10−15 клиентов, для которых я разрабатывала рекламные стратегии с оптимальным использованием бюджета. Зачастую я же их и имплементировала или же совместно с агентством клиента.

Мероприятие по увеличению конверсии в Google Ireland Headquarters с российскими клиентами Wildberries, Lamoda, «Эльдорадо» и т. д. Фото из архива

Я проработала там четыре года. Уход мне дался легко, хотя многие гуглеры мне говорили: «Куда же ты из таких условий? Ведь не найдешь ничего подобного». Но мои причины были вескими:

  • Я хотела изучить и практиковать маркетинг на 360°, ведь Google — это на самом деле очень маленькая его часть.
  • Несмотря на то, что компания дала мне много знаний и очень интересных коллег, ее американская культура меня изъедала. Постоянные рейтинги, как в школе, очень интенсивная конкуренция, долгие внеурочные. Я перегорала несколько раз, у меня появились проблемы со сном.
  • В Ирландии я жила уже семь лет. Мне хотелось двинуться куда-то дальше, где легче путешествовать, где больше солнца и вкуснее еда.
  • Немаловажная причина еще была в том, что мой партнер — бельгиец, и мы уже хотели осесть где-то вместе.

Жалела ли я когда-либо о принятом решении уйти? Твердое «нет». Для меня открылись новые горизонты и возможности, над которыми я сейчас так усиленно работаю. И мне удалось узнать себя больше вне рамок удобного Google.

Emakina и диджитал-трансформация

Сейчас я ведущий стратег диджитал-трансформации в медийной группе Emakina в Бельгии. Я работаю с неимоверно интересными профессионалами в сфере маркетинга, которые знают свою нишу вдоль и поперек. Моя задача — связывать в одну логическую цепочку и стратегию все компоненты маркетинга (контент, креатив, insights и тренды, CRM, e-mail-маркетинг, сторителлинг и т. д).

Процесс создания стратегий очень креативный. Мы закрываемся в одной аудитории на несколько дней, работая над концепцией, проводя исследования, тестируя гипотезы. Всегда интересно видеть, как из хаоса рождается что-то уникальное, креативное и логическое, а иногда и нелогическое.


Фото из архива

Почему я выбрала Emakina? На собеседованиях в Emakina меня шокировали вопросом: «Чем бы вы хотели заниматься в Emakina? Мы создадим позицию специально под вас». Меня это подкупило. Ведь в других компаниях меня постоянно пытались втиснуть в какие-то рамки. А в Emakina, например, мне дали возможность вести проект по раскрытию потенциала сотрудников, в рамках которого мы проводим различные образовательные мероприятия.

Также меня регулярно отправляют на дорогие конференции по профилю, ну и очень важно, что я работаю с мировыми брендами и много путешествую, это вдохновляет вставать по утрам.

Женщины в бизнесе и Fearless Female Founders

Во времена стажировки в CER в Узбекистане как-то раз начальство при мне обсуждало резюме кандидатов. В память въелось их финальное решение, когда выбирали между мужчиной с «так себе профилем» и женщиной с Гарвардским образованием. В итоге работа досталась мужчине, потому что у женщины было двое детей. Мужчине даже не задали вопрос о детях, ведь обычно за детьми присматривают женщины. Меня это потрясло до глубины души.

Впоследствии я часто видела, как быстро мужчины продвигаются по карьерной лестнице, и мне стало интересно, почему. Я много наблюдала и читала книги о саморазвитии. В итоге я написала статью о том, чему женщины могут научиться у мужчин, чтобы быть успешными в работе и бизнесе. Нельзя во всем винить мужчин, мы должны сами научиться бороться за место под солнцем.

Отсюда появилась идея женского сообщества, и я стала соучредителем некоммерческой организации для женщин-предпринимателей в Бельгии Fearless Female Founders. Мы объединяемся, чтобы учиться, поддерживать друг друга, находить новые возможности, учиться выступать, находить менторов и т. д. Сейчас в организации более 560 женщин.

Тренинг по менеджменту финансов и инвестированию для Fearless Female Founders. Фото из архива

Я считаю своей миссией вдохновлять женщин на победы, на раскрытие потенциала и самореализацию. Для этого и вступила в экспертный совет Buyuk Kelajak — это возможность для меня выйти на женщин и девушек Узбекистана и дать им не только вдохновение, но и инструменты для того, чтобы не сдаваться, идти вперед, занимать высокие посты, основывать свои бизнесы. Ведь всем известно, что женщины основывают социально ответственные компании, которые делают наше общество лучше.