Сессия Международного пресс-клуба 30 июля была посвящена автопрому. Среди спикеров — руководство «Узавтосаноата». Spot собрал основные тезисы со встречи.

Автопром в тяжелом состоянии

Автопром сейчас находится в тяжелом финансовом состоянии, на решение которых нужно время. Цены выросли не только потому, что монополия — вообще следует избегать слова «монополизация», потому что это связано не только с ней, но и со многими другими факторами.

К примеру, 90% всего товарооборота в автопроме приходится на автозавод в Асаке, который может производить 290 тыс. машин в год, но производит 160−170 тыс. Как известно, завод, чьи мощности задействованы на 50%, не может быть самоокупаемым, а себестоимость в таком случае получается высокой. Это, в свою очередь, бьет по карману людей и сводит на нет весь экспортный потенциал.

На сегодняшний день, чтобы повысить экспортный потенциал, нам нужно снизить себестоимость на 30%. Наш основной экспортный рынок — Россия, а там представлены практически все бренды, там много разных преград для защиты рынка, которые мы можем преодолеть правильной стратегией.

Один из первых шагов этой стратегии — нам удалось договориться как с нашими, так и иностранными поставщиками о поэтапном снижении цен на комплектующие на 20% до конца года. Это приведет к снижению стоимости производства автомобилей на 9%. Благодаря этому мы до конца года запланировали произвести дополнительные 140 тыс. автомобилей.


Второй шаг — поднять цены на 14% в среднем. Большая часть этих средств пойдет на автоинжиниринг, улучшить финансовое состояние.

Перестройка всех процессов: от менеджмента до продаж

Сейчас перед нами проблема недостатка финансовых средств, упало производство. Такая ситуация и на нашем заводе, и на тех, что производят комплектующие, те вообще сидят почти все на кредитах. Надо оздоровить и это. Со следующего года постараемся снизить цены и ввести скидки. Эта ситуация изменится, вы сами это почувствуете.

Один из шагов в этом направлении — новая система управления, новый менеджмент. Начиная с руководства «Узавтосаноата» заканчивая рядовыми рабочими. Долгое время работала устаревшая система, когда не было синергии между продавцом, производителем и регулятором.

Сейчас 77 дилеров, из них 22 — частные. Вообще система продаж одна из самых критикуемых сторон, мы это осознаем, потому проанализировали ее и поняли, что она не отвечает современным требованиям.

Каждая сфера должна развиваться с каждым днем, те же онлайн-продажи. Мы поставили цель с нуля перестроить систему продаж для повышения качества и доставлять автомобили быстрее.

Мы поставили цель сделать все дилерские центры частными. Помимо этого мы сейчас создаем новую систему продаж в интернете с использованием блокчейна. Чтобы человек мог с помощью телефона найти автомобиль, выбрать опции и заказать автомобиль. Через 4−5 месяцев закончим эту систему, потом будет апробация и запуск.


Еще одна проблема — оборвана связь между производством и продажей. Не предлагаем дополнительных опций, не получаем дополнительную прибыль с этого. Это тоже все будет исправлено.

Поменяем работу с дилерами. Если они не изменят свой подход к покупателям, не повысят свою клиентоориентированность, то не будут с нами работать. Внедрим SAP в систему, чтобы все было максимально прозрачно и с минимальным влиянием человеческого фактора.

Автокредиты, локализация, ценовая политика заграницей

Есть проблемы с локализацией, но это исправляется. Сейчас около 99 поставщиков, только 25 из них государственные, остальные частные. Стремимся к полной прозрачности — проводим ярмарки, открываем экспозиционные залы, призываем бизнес к сотрудничеству.

Сейчас работаем над созданием портала закупок, чтобы любой мог зайти и онлайн увидеть, что сейчас нужно производителю, предложить свои товары и услуги. Надеемся, что с начала будущего года эта работа уже покажет результаты.

Что будет с теми, кто оплатил 85%? Если контракт и оплата произошла до 1 августа, то они получат свои автомобили по старым ценам. Их повышение цен не коснется.

При Туринском политехническом университете создан создана специальная группа в Инновационном центре, которая работает над новыми технологиями. Так, к примеру, сейчас установили электродвигатель на Spark, в сентябре будет презентация. Еще одна разработка — беспилотники. Помимо этого планируем создать факультет автоинжиниринга, потому что достаточно ребят с горящими глазами, которые могут вырасти в отличных инженеров. Конечная цель группы — создание собственного автомобиля Узбекистана к 2030 году.


Автокредиты. Действительно, есть проблема с процентными ставками. К слову, у многих автомобильных брендов есть собственные финансовые институты, мы тоже работаем над созданием своего. Это позволит нам выдавать кредиты с низкими процентными ставками, так как те, что сейчас выдают банки, слишком высокие.

Иностранные бренды и будущее автопрома

Наша сила в интеллекте, в кадрах, в человеческом потенциале. Нам нужно его развивать, автоинжиниринг, в который годами не вкладывалось никаких денег. Основная часть средств от повышения цен пойдет именно туда, так как сейчас у нас проблема со специалистами — мы их закупаем. Для того, чтобы стать настоящей автомобильной страной, нам нужны кадры, поэтому сейчас основные инвестиции пойдут туда.


Надо смотреть на несколько лет вперед. Нельзя просто решить проблему тем, чтобы запустить сюда все бренды — мы должны думать о перспективах. К демонополизации надо относиться осторожно, а то может случиться переизбыток, в итоге же пострадает и GM Uzbekistan, и иностранный бренд, которого мы сюда привезем.

Почему машины в России те же машины дешевле? Цены разные потому что конъюнктура разная на рынках. Чтобы занять нишу цены назначаются исходя из ситуации на рынке.

Мы изменили стратегию партнерства с зарубежными производителями. Если какая-то компания в партнерстве хочет производить автомобили у нас, то она должна предоставить нам экспортный рынок. Мы должны быть там конкурентоспособными. Это наше главное требование. Мы не можем работать на их экономику.

Что касается повышения цен, то это вынужденная мера, за которую мы просим у вас прощения. Проблему нельзя было решить иным способом, даже иностранными инвестициями — они бы просто «сбили температуру», но не вылечили. В 2019 году ситуация улучшится.