В июне прошлого года Центральный банк резко повысил ставку рефинансирования с 9% до 14%. Тогда отмечалось, что это решение обусловлено ускорением темпов инфляции и необходимостью ограничить возросшие инфляционные риски.

Уже больше года ставка рефинансирования сохраняется на этом уровне. В последний раз пресс-служба регулятора сообщила о сохранении ставки в конце июля.

Spot поговорил с руководителями компаний в сфере лизинга, микрофинансирования и консалтинга о том, как резкое повышение ставки отразилось на рынке кредитов и стоит ли ждать ее снижения в ближайшее время.

Глеб Чумичев

Директор Infin Leasing

— Ставка рефинансирования была поднята до 14% в момент проведения валютной либерализации и главной целью было повысить стоимость кредитных ресурсов в тот момент, чтобы избежать повышенного спроса на иностранную валюту при появившейся возможности конвертации. Высокий уровень ставки сохраняется сейчас по этой же причине.

В нашей стране ставка рефинансирования больше эмоциональная, чем практическая. В экономической теории ставка рефинансирования — это ставка, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки или принимает от коммерческих банков депозиты. У нас ЦБ в текущий момент не является активным игроком на рынке межбанковского кредитования. Тем более на рынке есть более дешевые ресурсы для коммерческих банков.

Привлеченные ресурсы банков формируются за счет депозитов юрлиц, депозитов физлиц, ну и кредитов от ЦБ. И здесь выигрывают депозиты от юрлиц. Их больше по объему и они дешевле.

Поэтому считаю, что ставка рефинансирования очень сильно практически не влияет на стоимость ресурсов банков и, соответственно, на стоимость кредитов.

У ЦБ есть более мощный фактор влияния напрямую на стоимость ресурсов в банках — это уровень обязательных резервов, которые банки должны держать в ЦБ от суммы привлеченных депозитов. Чем больше ЦБ забирает денег у коммерческих банков, тем меньше денег остается у банков, и тем выше стоимость кредитов. Вот это действительно действенный механизм от ЦБ. Намного более эффективный, чем ставка рефинансирования.

А вообще стоимость кредитов — это отражение классического принципа спроса и предложения на рынке. Мало денег при большом спросе на кредиты — ставки по кредитам будут высокими. И наоборот.

Чтобы ставки по кредитам пошли вниз, надо, чтобы на рынке появилось больше денег. И появлялось больше и быстрее, чем рос спрос на кредиты со стороны клиентов банка.

Для этого есть четыре основных источника:

  1. Снижение уровня обязательных резервов в ЦБ. Это, так скажем, внутренний источник.
  2. Привлечение субъектами экономики Узбекистана (коммерческие банки, юрлица и т. д.) внешних международных займов и кредитов.
  3. Выход на банковский рынок Узбекистана иностранных банков с открытием ими здесь своих филиала или дочерних банков.
  4. Положительный платежный баланс Узбекистана, который пока имеется при отрицательном торговом. И положительный платеж баланс достигается пока за счет приток денежных переводов от наших пока незаменимых гастарбайтеров.

Любой банк формирует ставку по кредитам исходя из стоимости своих ресурсов, и здесь ставка рефинансирования не играет ключевую роль, потому что ЦБ не является ключевым и даже активным игроком на рынке межбанковского кредитования. Он им был короткое время во время первых месяцев валютной либерализации, когда межбанковский рынок был практически на нуле. Ни один банк не давал кредиты другим банкам. Все только забирали друг у друга свои кредиты. Сейчас ситуация выправилась, и главными депозиторами банков являются юрлица.

Сейчас ставки по кредитам упали по сравнению с летом прошлого года. Денег у банков стало больше по сравнению с тем периодом. Либерализация экономики приводит к росту инвестиций со стороны субъектов экономики, а это влечет повышенный спрос на кредиты. Поэтому ставки не будут сильно падать. Если у банков станет больше свободных денег, тогда и ставки пойдут вниз.

Жамшидбек Турдикулов

Директор Alliance Leasing, член совета Национальной ассоциации микрофинансовых институтов

— Давайте вспомним, какой была ситуация на рынке Узбекистана и в экономике страны в целом на момент повышения ставки рефинансирования. И к чему готовилось государство. Перед ним стояла основная проблема: не было свободной конвертации валюты. Чтобы ввести конвертацию, нужно было сдерживать инфляцию.

В 2016—2017 годах официальный показатель инфляции составлял 5−7%, что, на мой взгляд, не соответствует реальности. При этом ЦБ, четко осознав, как влиять на инфляцию, резко поднял ставку рефинансирования с 9% до 14%. Думаю, это был очень правильный шаг.

Посмотрим на официальные прогнозы уровня инфляции в этом году, какие у нас сохраняются риски. ЦБ и государство в целом поставили цель не допустить роста уровня инфляции выше 14−15%.

Последнее решение оставить ставку рефинансирования на прежнем уровне — тоже пока хороший шаг, и я не вижу больших изменений в инфляции. Хотя в июне наблюдалась небольшая дефляция, риски сохраняются.

К тому же государство в следующем году планирует провести масштабные реформы: налоговую и таможенную. Налоговая реформа может привести к дефициту бюджета.

Как закрывать этот дефицит? Либо привлекать денежные средства международных финансовых институтов, либо будем печатать новые купюры. Но в целом инфляционные риски будут сохраняться на таком же уровне даже в будущем году, так что я вообще не ожидаю, что ЦБ снизит ставку рефинансирования даже в первой половине 2019 года.

Когда мы увидим конкретные результаты налоговой реформы и убедимся, что инфляция сохраняется на уровне не двузначных, а однозначных цифр (7−8%), тогда уже, может быть, ставку рефинансирования начнут снижать.

Повышение ставки рефинансирования всегда влияет на кредитные ставки. Часто финансовые организации, например, те, которые дают кредиты, ориентируются именно на эту ставку. Маржа там составляет от 3−4% до 5−6%, максимум 8%. То есть если при старой ставке рефинансирования в 9%, в коммерческих банках, например, можно было взять кредит под 14−16%, то после повышения ставки кредитов в целом начали немного расти — до 18−20%, в некоторых банках даже больше.

За последние два-три месяца ставки более-менее стабилизировались на уровне 20−22% в коммерческом сегменте. Потребительские кредиты намного более рискованные, поэтому там ставки чуть выше. Кроме того, коммерческим банкам открыли доступ к микрозаймам, а там ставки еще выше.

С другой стороны, мы не должны забывать, что государство в рамках разных программ выделяет льготные кредиты по ставке ниже ставки рефинансирования — около 7%. Они оказывают давление на инфляцию, потому что это немаленькие суммы. Одна область может получать около $100 млн, по всей республике объемы огромны. И это только по одному проекту, а есть проекты по животноводству, рыбоводству и т. д. Союз молодежи тоже создал фонд, который будет выдавать льготные кредиты. Ему выделили 700 млрд сумов.

В данный момент я только поддерживаю решение оставить ставку рефинансирования без изменений.

Коммерческие банки оценивают риски, анализируют рынок, макроэкономические показатели и намного быстрее реагируют на тенденции, чем государственные организации, потому что им интереснее получать реальный доход.

В микрокредитных организациях ситуация немного другая: они всегда работали с теми слоями населения, у кого доступ к банковским кредитам намного ниже, как и осведомленность и финансовая грамотность. Банки стали выдавать микрозаймы, и микрокредитные организации начали немного снижать ставки.

На это повлияли несколько факторов:

  • Запрещается брать больше половины платы в год за сумму кредита.
  • Начала расти конкуренция с банками.
  • Микрокредитные организации были в стагнации и выжидали, а теперь начали активно осваивать рынок.

Есть данные, что скоро появятся зарубежные игроки: есть интерес среди компаний из Кыргызстана, Казахстана, России, Латвии, Люксембурга. Поэтому сейчас микрокредитные организации стараются укрепиться на рынке, чтобы легче остаться на плаву.

Интерес к нашему рынку огромный, это почти нетронутый потенциал. По нашим оценкам, на данный момент потребность в микрофинансовых услугах со стороны населения оценивается в район $5 млрд, но совокупные активы в сегменте составляют всего 220 млрд сумов — около $25 млн или чуть больше. В Казахстане, например, этот показатель в районе $475 млн. В Кыргызстане активы одной из крупных микрофинансовых организаций превышают $100 млн долларов у нас $4,5 млн — у самой крупной микрофинансовой организации.

Равшан Халиткариев

Коммерческий директор оценочно-консалтинговой компании Master Expert

— Почему вообще резко увеличили ставку рефинансирования? Уже второй год подряд уровень инфляции держится на высоком уровне: в прошлом году было 13−15%, и в этом году будет примерно так же. В связи с этим в ЦБ хочет удержать высокую стоимость сума.

Но это у них не очень хорошо получается — инфляция не снижается. Они выдают деньги под высокие проценты и стараются укрепить стоимость сума. Почему не получается — потому что выдаются льготные кредиты: для новых компаний, для молодых предпринимателей — по 7, 9, 14%. Не знаю точную сумму и количество кредитов, по примерным оценкам — около 2−2,5 трлн сумов.

Эти льготные кредиты не дали ожидаемого эффекта. К тому же многие из них не возвращаются. Сумов на рынке опять много, и инфляция держится на том же уровне.

Если банки берут средства у ЦБ по 14%, то им на административные расходы и обработку этих денег хватит и 2−4%, значит, нормальная процентная ставка должна быть в районе 16−18%. Тем более что наши банки не всегда привлекают средства ЦБ, у них есть и другие источники, откуда можно привлечь средства по ставке 10−12%, а у некоторых банков имеются и свои огромные средства.