Ассоциация частных туристических организаций Узбекистана (АЧТО) направила в Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, Государственный комитет по развитию туризма, Национальное агентство проектного управления и Кабинет Министров письмо с просьбой учесть при разработке нового Налогового кодекса, что введение НДС приведет к увеличению стоимости турпакетов и снижению конкурентоспособности Узбекистана на международном рынке туризма, а также конкретными предложениями по выходу из складывающейся ситуации.

Впервые для обсуждения на высоком уровне эту проблему ведущие туроператоры вынесли в июле 2018 года на встрече членов ассоциации с заместителем премьер-министра Азизом Абдухакимовым, а затем и на встрече в Кабинете Министров.

Для ее детального изучения и проработки путей решения была создана рабочая группа, в которую вошли эксперты в области туризма, имеющие стаж работы в отрасли более 20 лет (заместители директора туркомпаний Nuron Savdo Владимир Срапионов, Asia Adventures Владимир Долгий, директор туркомпании NovotoursОдил Раупов, генеральный менеджер туркомпании CATS Голиб Рихсибаев, а также эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения компании Norma Игорь Аипкин).

Были подготовлены письма, в которых дается подробный расклад ситуации с расчетами и предложениями по выходу из положения.

«Сегодня развитию туризма уделяется приоритетное внимание как ведущей отрасли экономики, и мы считаем, что государство должно нас поддержать», — ввела в курс дела председатель Ассоциации Гулчехра Исраилова.

В чем проблема

Исраилова напоминила, что сейчас готовится новый Налоговый кодекс. Планируется, что предприятия с оборотом более 1 млрд сумов перейдут с единого налогового платежа на общеустановленные налоги. Продажа туров за валюту и привлечение иностранных туристов признаются экспортом услуг.

Как и в большинстве развитых и развивающихся странах, правительство Узбекистана давно поддерживает экспорт товаров и услуг. Экспортеры товаров будут применять нулевую ставку НДС согласно ст. 212 Налогового кодекса.

Международные перевозчики также применят нулевой НДС к экспорту своих транспортных услуг по ст. 216 НК. А поддержка экспорта других услуг в Налоговом кодексе сейчас никак не обозначена.

Это означает прекращение с 2019 года поддержки экспортеров услуг и, в частности, всей туристической отрасли. А без нее развитие отрасли невозможно.

Более того, без поддержки туркомпании ожидают значительное снижение потока иностранных туристов, притока валютной выручки, занятости как в самой туристической отрасли, так и в смежных сферах.

Таким образом, с переходом предприятий туристической отрасли на общее налогообложение c учетом НДС налоговая нагрузка на смежные предприятия увеличится и, как следствие, поток иностранных туристов снизится из-за повышения цен на туры.

В связи с этим значительная часть потока иностранных туристов просто будет переориентирована на другие конкурентные направления.

Выход из очевидно опасной для развития туризма в стране ситуации Ассоциация видит в коррекции некоторых статей Налогового кодекса и предлагает три варианта выхода из сложившейся ситуации.

Три варианта решения проблемы

Исраилова отмечает, что предлагается три варианта, которые будут способствовать повышению рентабельности туристической отрасли, дополнительным поступлениям в бюджет за счет налога на прибыль юридических лиц.

Вариант № 1

Мы предлагаем исключить из п. 15 ст. 208 НК слова «туристско-экскурсионных услуг» и соответствующий абзац, однако ввести новую статью (например, 217−2) с текстом «Оборот по реализации туристско-экскурсионных услуг облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке».

В результате появится возможность принимать в зачет НДС по входящим услугам (гостиницы, музеи, рестораны и т. п.), поскольку вместо необлагаемого оборота у туроператоров он будет облагаться, но по нулевой ставке.

Вариант № 2

Суть предложения заключается в том, чтобы исключить из п. 15 ст. 208 НК слова «туристско-экскурсионных услуг» и соответствующий абзац и дополнить статью 212 НК словами «и услуг», т. е. распространить действие нулевой ставки НДС на экспорт услуг, а не только товаров.

Результат будет почти таким же, как в предыдущем варианте, но помимо туристической отрасли будет стимулироваться оказание любых других услуг на экспорт, что приведет к увеличению притока валютных средств в республику.

Вариант № 3

Выйти из складывающейся ситуации можно, сохранив положения п. 15 ст. 208 НК в части туристско-экскурсионных услуг в неизменном виде, но при этом исключив из статей 220 и 221 НК положения, запрещающие принимать в зачет НДС по товарам (работам, услугам), используемым для необлагаемого оборота.

Логика льгот по НДС заключается в том, чтобы сдержать рост цен на соответствующие товары (работы, услуги) для конечного потребителя. Однако в настоящей редакции льгота по НДС не достигает этой цели, поскольку она запрещает зачет входящего НДС, что в любом случае вынуждает лицо, пользующееся льготой, повышать цены.

Если предложение № 3 будет принято, цены на все товары (работы, услуги), по которым предусмотрены льготы статьей 208 НК Республики Узбекистан, не повысятся при переходе на НДС предприятий соответствующих отраслей, что и является изначальной целью установления этих льгот.

«Мы очень надеемся, что один из наших вариантов будет принят при разработке нового налогового законодательства, что обеспечит устойчивое развитие туристической отрасли и страны в целом», — сказала Исраилова.

Ранее Spot писал, что Госкомтуризма подготовил масштабную программу строительства типовых гостиниц по всей стране.