Какие только люди не приходили в «Лабораторию бизнеса» поделиться со зрителями в зале и за экраном своими знаниями, опытом, дать советы, подискутировать. Были молодые экономисты, чиновники, вплоть до руководства ведомств, юристы, консультанты, руководители и основатели крупного и среднего бизнеса.

Спикеры последней встречи — люди в первую очередь творческие. На дискуссию, посвященную перспективам развития фэшн-индустрии в Узбекистане, пригласили арт-директора галереи Human House Лолу Сайфи, дизайнера, декоратора Влада Заманова и лучшего дизайнера вечерних платьев на Harbin Fashion Week 2018 Наримана Григоряна.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Обсуждение вышло за рамки традиционных тем: бизнеса, маркетинга, развития отрасли. Участники рассказали о начале творческого пути, хорошем вкусе, успели даже обсудить внешний вид ведущих.

Как обстоят дела в индустрии моды

Понятие «фэшн-индустрия» в Узбекистане довольно объемное. К нему можно отнести не только дома моды, но и дизайн интерьера. Словом, всё, что связано с люксом, шиком, считает Влад Заманов.

«Это одна из самых быстроразвивающихся областей в плане бизнеса. Ведь какая девушка не грезит открыть свой модный бутик? Думаю, эту сферу ожидает большой рост», — отметил декоратор.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

С его мнением согласилась и Лола Сайфи, подчеркнув, что есть два направления: модные бутики, которые открывают дизайнеры, а также большие заводы, выпускающие тонны маек, носков, футболок. И то, и другое направление сейчас на подъеме, но всё же нуждается в помощи для развития.

У Наримана на этот счет оказалось противоположное мнение. Говоря о высокой моде, он вспомнил случаи на зарубежных показах, когда люди удивлялись, что в Узбекистане вообще существует мода. Она в нашей стране идет на спад, уверен дизайнер.

О начале пути и моде как бизнесе

Интерес к кройке, дизайну, моделированию проявлялся у Лолы и Наримана еще в школьном возрасте. Григорян, к примеру, прятался в гараже и перекраивал мамины сарафаны.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

«Если родители не уследят или придут домой чуть позже, уже какая-нибудь куртка была переделанная. В вузе со мной стеснялись общаться. Хоть я и училась в художественном институте, даже там все думали, что я сумасшедшая. Я могла в 6 утра встать, сшить себе какие-нибудь штаны и пойти в них на учебу. Любила джинсы задом наперед носить», — вспоминает Лола Сайфи.

Сейчас она владеет магазином дизайнерских изделий и арт-галереей Human House. Помимо дохода от бизнеса, был и другой заработок: долгое время Лола занималась бизнес-консалтингом в Москве. Это научило ее строго придерживаться метода выстраивания нескольких каналов продаж.

Первое высшее образование Наримана Григоряна — хореографическое. Он руководил ансамблем, который гастролировал по многим странам мира, костюмы для участников шил сам. Когда понял, что у него это неплохо получается, открыл шоу-рум. Творческий рост в этом направлении оказался намного быстрее, чем в хореографии.

Сейчас у Наримана несколько авторских магазинов, недавно открылся еще и большой дом моды, в котором представлены наряды для невест. Помимо дохода от продажи платьев, дизайнер зарабатывает и на рекламе. Недавно он стал лицом компании, название которой пока не мог озвучить.

«Как дизайнер я должен был выбирать, что хочу развивать. Мог бы работать в стиле прет-а-порте, когда одежда идет в массовое производство, либо заниматься фэшн-индустрией в области кутюр: делать капсульную коллекцию в едином экземпляре. Я выбрал последнее. Года три назад зарабатывал с одного платья 100−150 тыс. сумов, сейчас это сумма выросла до $1,5 тыс. Люди готовы платить за эксклюзив. Ни одно мое платье не повторяется и выпускается в единственном экземпляре. К тому же оно шьется полностью вручную», — сказал дизайнер.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Влад Заманов зарабатывает на продаже роскоши, настроения — предметов интерьера. Занимается он этим около 20 лет. Доход приносят также услуги по декорированию.

Увидеть его творчество можно в доме №45, в котором живет Влад. Он превратил подъезд старинного дома, построенного в 20-х годах прошлого века, в музей. Иногда он проводит там экскурсии для всех желающих.

Об отношении к Made in Uzbekistan

Известно, что жители Узбекистана с подозрением, если не сказать негативно, относятся к товарам, произведенным в родной стране. Оказалось, и за пределами республики отношение к лейблу Made in Uzbekistan неоднозначное.

К примеру, когда Влад Заманов несколько лет управлял в Москве собственным брендом, то с гордостью писал на изделиях «Сделано в Узбекистане». Публика на это странно реагировала.

Пока, по мнению дизайнера, узбекская культура для России — странное понятие. Если для Европы Узбекистан ассоциируется с экологичностью, шелком, воспринимается как страна с большим наследием, то для России это своеобразная экзотическая культура. «Модное из Узбекистана» — не сильно сочетаемые слова.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

В то же время в магазин Human House, который существует уже 18 лет, наоборот, приходят люди, которые ищут товары с пометкой Made in Uzbekistan. Всё зависит от того, как построить бренд. Не помешало бы сделать фэшн Узбекистана брендом, который будет модным во всем мире, сказала Сайфи.

«Я проводила в Москве большие фестивали и обратила внимание на одну деталь. Когда делаешь мероприятие на публику с доходом выше среднего, то все работы сметают с полок. А если на публику уровня домохозяек, то все вертят носом», — отметила Лола Сайфи.

Также известно, что за рубежом изделия ручной работы ценятся высоко. Нам нужно просто развивать это направление.

О законодательстве, свободной зоне для дизайнеров и других факторах, влияющих на развитие индустрии

Эксперты сошлись во мнении, что в Узбекистане нет питательной среды для развития индустрии.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Ремесленникам предоставляются прекрасные условия. Члены ассоциации «Хунарманд» получают льготы для ведения бизнеса. Но это предусматривает лишь самозанятость человека. Член ассоциации не может нанимать сотрудников, он должен лишь заниматься своим ремеслом.

Есть люди, которые хотят творить, и есть менеджеры, которые их продвигают, продают их изделия. Для таких арт-менеджеров законодательно закрепленной формы деятельности нет.

«Есть законодательные акты, регулирующие деятельность магазинов одежды, но нет законодательно закрепленных документов, связанных с галереями, креативными индустриями. Я зарегистрирована сейчас как член „Хунарманда“, а работаю как галерея. В налоговых органах даже не знают, как мне действовать в плане налогообложения. У нас не хватает дополнительной формы деятельности, в которой представители фэшн-индустрии могли бы вести бизнес упрощенно», — считает Лола Сайфи.

Несколько лет назад Гонконг объявил о свободной зоне для дизайнеров, напомнил Влад Заманов. Власти создали систему, освобождающую компании в сфере дизайна от налогов. Через какое-то время Гонконг станет точкой модной индустрии, считает спикер. Это то, чего Гонконгу не хватает как люксовому городу.

«Наши законы не приспособлены для творческих людей. Если простая девушка захочет самостоятельно открыть компанию в этой сфере, она пройдет круги ада, начиная от налоговой. Предложил проект дизайнерского анклава — создать некую фабрику, где могли бы все ужиться под одной крышей, где была бы та самая питательная среда. Этакий своеобразный офшор для дизайнеров. Нам выделили здание, но когда стали обсуждать детали, условия оказались абсолютно невыгодны. Государство предоставляет здание, но ты находишься там на птичьих правах», — говорит Влад Заманов.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Он также напомнил, что в Москве есть Artplay, «Мануфактура», «Флакон» — пространства, где можно открывать маленькие магазины, бутики, где люди сами пытаются себя творчески развивать, проводятся мастер-классы. Это очень полезно, потому что притягивает не только горожан, но и туристов.

Невозможно искусственными методами или указами делать творческие проекты. Для этого должна быть среда, стимулирование со стороны правительства такой деятельности.

Руководство страны могло бы попробовать на год объявить льготные условия ведения бизнеса в этом офшоре. А дальше смотреть, какая будет польза государству от этого, будет ли увеличиваться количество рабочих мест, будет ли приток туристов.

Фестивали, недели высокой моды и европейские мошенники

Все помнят грандиозные недели моды Style.uz, на которые приглашали именитых актеров, дизайнеров и других гостей. После закрытия проекта такие масштабные недели моды в Узбекистане уже не проводились. Причин оказалось несколько.


Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Style.uz — личные амбиции определенных людей, считает Влад Заманов. Это было большое мероприятие, которое имело донорскую помощь. Ни одно фэшн-шоу не превзошло его по количеству гостей, масштабности, подиуму и бюджету.

«Были попытки — проводились недели моды, но мои друзья отказывались в них участвовать, потому что сама организация на низком уровне. Еще и за участие на этой неделе брали колоссальные деньги. Считаю, что организаторы сами должны платить, чтобы дизайнеры согласились показать себя. Всё, что мы видели с подиума, за исключением нескольких дизайнеров, было жалкое зрелище», — говорит декоратор.

До сих пор мода неприкаянная по Ташкенту ходит. Ее пытались разодрать на части, каждый пытался претендовать на неделю дизайна и моды. Это не столько должна быть государственная рука, сколько заинтересованность промышленности.

Если не будет покупателей, нет жизни и недели моды, они будут опять превращаться в собственные амбиции. Должен быть показан товар, должны сидеть баеры и покупать это. Это основная суть Миланской или Парижской недели моды — встречи. Пока ни у кого нет ни финансовой, ни технической силы, чтобы организовать большой фестиваль моды, считает Влад.

Оказалось, что организовать даже простой показ новой коллекции — задача не из простых. По словам Наримана Григоряна, последний показ он проводил в марте в концертном зале «Зарафшан», для чего ему пришлось получить множество разрешений из разных инстанций.

Проводить же такое мероприятие в ресторане — не уровень для дизайнера, когда среди кушающих людей ходят модели в пышных нарядах. Как может развиваться индустрия, если никто не помогает дизайнерам, даже площадки свободной нет, не говоря о финансировании.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Отечественные дизайнеры представляют свои коллекции и на мировых неделях моды. Стоимость участие варьируется от $3−5 тыс. до $10−15 тыс. Можно принять участие и в фестивале меньшего масштаба. Но при этом нужно остерегаться мошенников, предупредили спикеры.

Появилось много компаний, которые приглашают в Италию на неделю моды и дизайна. Берут 5 тыс. евро. На месте окажется, что показ проходит в сомнительном отеле, который не входит в расписание ни одной недели.

Как сделать моду доступной?

Ответ однозначный — иметь вкус. Можно из дешевых вещей собрать стильный комплект. Можно одеться дорого, но безвкусно.

Масс-маркет забегает вперед, делает то, что уже вышло на подиуме. Сейчас идет новая тенденция — простая одежда, лишенная всяких украшений. Это грубый стиль, который продается за большие деньги, сказал Влад.

Можно уметь смешать дорогое с недорогим. Для этого нужно иметь вкус, фантазию и выбор. Пока в Ташкенте выбора нет, нет места, куда можно прийти и выбирать одежду и по цене, и по качеству. Поэтому многие пользуются услугами либо заграничного шоппинга, либо заказывают по интернету.

Продолжая тему вкуса, участники обсудили, можно ли его привить населению. Какую одежду нужно выпускать многочисленным фабрикам в Узбекистане, чтобы они пользовались спросом у местного населения.

Фото: Сарвар Тухтаев / Spot

Лола Сайфи рассказала, что из разговора с руководством одной фабрики узнала, что они разделяют продукцию на экспортную — качественную, из хороших материалов, и на местный рынок — в них используется больше синтетики. Так поступают многие компании: шьют только на экспорт, либо отправляют за рубеж лучший товар. А всё, что останется, продается в Узбекистане.

«Спрос определяет предложение. Если есть спрос на дорогую итальянскую шерсть, я ее привезу и сошью из нее. Сегодня моду диктуют не дизайнеры, а Лалели — оптовый базар в Стамбуле или Урумчи. Основная часть одежды, которую носит большинство, привозится оттуда. Это некий фэшн-рейс Ташкент — Стамбул. Надо понимать, что вкус воспитывают эти торговцы. То, что в Стамбуле или Китае сошьют, они привезут и будут продавать, выдавая за самое модное», — отметил Влад Заманов.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.