Как ранее сообщал Spot, Союз молодежи Узбекистана совместно с Российским советом молодежи (РСМ) запустили первый российско-узбекский молодежный бизнес-инкубатор.

Со 2 по 13 октября делегации из 10 узбекистанских и 10 российских предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет проходили интенсивную образовательную программу в Белгородском госуниверситете.

В течение двух недель резиденты из двух стран изучали основы ведения двустороннего бизнеса, посещали ведущие производства Белгородской области и принимали участие в B2B-переговорах. Работа ответного бизнес-инкубатора состоится с 10 по 23 декабря в Ташкенте.

Узбекистан стал первой страной после Китая, с которой РСМ запустил бизнес-инкубатор.

«Узбекистан сегодня идет большими шагами экономического развития, и мы не должны упустить этот тренд, подхватить его как ближайшие партнеры, — сказала Татьяна Селивёрстова, заместитель председателя Российского союза молодежи. — Мы понимаем, насколько молодые предприниматели Узбекистана хотят вывести свои продукты и услуги на международный рынок. Инкубатор продолжит работу и в следующем году, мы планируем сделать как минимум четыре потока».

Основные цели бизнес-инкубатора: внедрение новых технологий в экономические, информационные, социальные процессы России и Узбекистана, выявление перспективных проектов, содействие созданию успешных бизнесов, основанных на международной кооперации, поддержка в продвижении и коммерциализации на рынках двух стран.

В состав участников из Узбекистана вошли предприниматели в возрасте от 22 до 30 лет из разных регионов страны, которые занимаются производством и экспортом продуктов питания, текстиля, мебели, садоводством, животноводством, туристическим и гостиничным бизнесом, разработкой программ для школьного образования.


Фото: Российский союз молодежи

Делегацию возглавили начальник отдела стратегического развития и планирования деятельности Фонда «Ёшлар келагимиз» Союза молодежи Узбекистана Сардор Жураев и главный специалист отдела по работе с фермерами Центрального совета Союза молодежи Бахриддин Ахаткулов.

В российской части проекта резиденты приняли участие в образовательной программе, посетили местные заводы, технопарки и получили возможность заключить первые соглашения и договоры с партнерами по профилю своего бизнеса.

По итогам работы утверждены бизнес-планы по реализации совместных проектов в сфере сельского хозяйства, скотоводства и туризма. Эти проекты будут проработаны до конца в Узбекистане во второй части работы инкубатора, и по итогам будут подписаны соответствующие соглашения и контракты.

Проект реализован на грант, полученный через Всероссийский конкурс молодежных проектов.

О том, как появилась и развивалась идея молодежных бизнес-инкубаторов, Татьяна Селивёрстова рассказала на Форуме молодых лидеров Содружества «Молодежные инициативы, гражданское общество, добровольчество», организованном Политологическим центром «Север-Юг» в Алматы (Казахстан).


Татьяна Селивёрстова и Зиёдилло Тургунбоев, руководитель многопрофильной фермы «Саодатли дала зийнати» (Андижанская область). Фото: Российский союз молодежи

Чем занимаются международные бизнес-инкубаторы: опыт с Китаем

Сегодня, когда мир становится всё более глобальным, интернет позволяет иметь склады в Казахстане и управлять бизнесом из России, заниматься поставками через онлайн-логистику. Это необходимо учитывать при строительстве любой бизнес-схемы, любой бизнес-модели.

То же самое касается проектного управления на международной арене. Поэтому Российский союз молодежи стал активно заниматься развитием молодежного предпринимательства. Мы активно работаем с КНР и в 2014 году создали Российско-китайский клуб предпринимателей. Начали организовывать бизнес-миссии, бизнес-форумы и столкнулись с такой проблемой: на момент знакомства с китайскими предпринимателями российские предприниматели «теряли лицо».

Что это значит? Если ты «теряешь лицо», с тобой китайский бизнесмен больше никогда не будет иметь дела. Каким образом можно потерять лицо? Банально неправильно подарив подарок во время знакомства, банально неправильно чокнуться рюмками во время застолья, банально оскорбив китайского коллегу, рассказав ему анекдот. В Китае никто никогда анекдоты не понимает. Если вы хотите рассмешить китайца, достаточно заговорить на китайском языке, на котором ранее не говорили.

Нюансов масса. Предприниматели из России хотели наладить отношения в Китае, но всё выходило в ноль, потому что они не владели основами создания делового процесса с китайскими партнерами. Тогда мы приняли решение, что прежде чем вывозить молодого предпринимателя в Китай, необходимо его обучить особенностям ведения переговоров.


Татьяна Селивёрстова. Фото: Российский союз молодежи

В 2016 году мы основали Российско-китайский молодежный бизнес-инкубатор запустили в Тихоокеанском государственном университете в Хабаровске, который граничит с КНР. Сейчас таких инкубаторов у нас уже 20, это показывает их популярность и востребованность.

По итогам месячной программы предприниматели должны создать совместный бизнес-проект либо привлечь инвестиции. В прошлом году, когда инкубаторов было восемь, общий объем инвестиций и торгового оборота между резидентами составил более $320 млн.

Мы создали площадку, привлекли экспертов для обучения наших предпринимателей. К примеру, с российской стороны один из экспертов — предприниматель Андрей Прохорович, который уже 18 лет ведет бизнес в Китае. Так, при его сопровождении в Китае открылись первые несколько десятков пиццерий «Додо Пицца», он вывел на китайский рынок российского производителя зубной пасты Splat.

Нужно понимать, что упаковка продукта, будь то пицца или зубная паста, приемлемая для вашего потребителя, может быть абсолютно неприемлема для китайского рынка с точки зрения маркетинга, цветовых гамм, дизайна. Такие вопросы следует изучать, прежде чем поставлять продукцию на рынок Китая и на любой иностранный рынок в целом.

Например, молодые предприниматели из Хабаровска, резиденты инкубатора, производят выпечку. В Китае очень полюбили их медовик, называют его «русский тирамису». На севере Китая эта сладость стала очень популярна, продается в аэропорту Харбина. Производство расположено в Хабаровске и сейчас уже запускается и в Харбине.

На упаковке медовика изображен Путин. Это привлекает внимание: если продукт из России и на упаковке Путин, Кремль, китайцы захотят как минимум попробовать его.

Или другой пример: для регистрации компании в Китае нужно взять в партнеры китайского соучредителя, чтобы было меньше проверок и налогов — иностранные резиденты облагаются дополнительным налогом. Таким нюансам, как и тонкостям судебной системы, законодательства в области защиты интеллектуальной собственности, тоже обучают в инкубаторе.

Когда китайские партнеры приезжают к нам, мы обязательно обеспечиваем их доступом к интернету, также им обязательно нужны зонтики, обязательно наличие чайников в номерах — без кипятка они жить не могут, пьют в термосах теплую воду. Такие, казалось бы, условности очень важны при работе с коллегами из других стран.

Церемония закрытия Российско-узбекского молодежного бизнес-инкубатора в Белгороде. Фото: Российский союз молодежи

По итогам инкубаторов мы создаем постоянно действующие центры поддержки предпринимательства. В таком центре резидент может продолжить работу, получает в бесплатное пользование оборудование, помещение, конференц-зал. Такой центре уже есть в Нанкине (Китай).

В Китае регистрация юридического адреса стоит около $2000. Нашим резидентам мы предоставляем этот юридический адрес бесплатно, потому что в Китае национальные и международные центры поддержки предпринимательства получают льготы.

Из всех проектов выстреливают 30−40%

Главная задача — создать совместный проект, чтобы каждый уехал с подписанным соглашением или контрактом. Мы прорабатываем каждый проект и, формируя список участников, подбираем партнера в максимально близком направлении из другой страны — того, с кем потенциально можно работать.

В делегацию из 10 человек обязательно включаются три студента, пять действующих молодых предпринимателя и два состоявшихся предпринимателя, которые будут выступать наставниками в группах.

Мы приглашаем в качестве экспертов практиков, которые рассказывают о реальных особенностях ведения международного бизнеса. Работа с ними составляет 80% образовательной программы.

Из всех проектов резидентов выстреливает 30−40%, и то это хороший показатель. Мы даже рады, что многие разочаровываются в своих проектах: приходят и говорят, что у них самый крутой продукт, а потом эксперты объясняют, почему продукт не выживет и не будет воспринят обществом другой страны.

Это ведь тоже очень важно: вовремя остановить предпринимателя, чтобы он переработал продукт или перезагрузил проект под рынок и спрос страны, куда его выводит.


Фото: Российский союз молодежи

Даже если у вас пока нет бизнес-идеи, вы можете прийти в инкубатор в качестве вольнослушателя — послушать молодых предпринимателей, которые уже стали долларовыми миллионерами. У них есть чему поучиться, как минимум послушать об их опыте создания успешного проекта за рубежом.

В России сегодня на региональном уровне очень мало предпринимателей и представителей институтов исполнительной власти, которые реально умеют заниматься международными сделками, международным бизнесом, привлекать инвестиции в регион.

Мы хотим развивать отношения с другими странами и понимаем перспективы сотрудничества со странами СНГ. В ноябре запускаем инкубатор с Беларусью, также уже ведем переговоры с Казахстаном, Грузией, Кыргызстаном, Таджикистаном. Все инкубаторы создаются в ведущих университетах.

И если с Китаем мы как организаторы несли финансовые издержки на содержание штата переводчиков, то в СНГ нас объединяет русский язык. Потенциал велик, потому что есть свободный доступ к общению.