Директор бизнес-школы Profi Training, налоговый консультант
1. Неправильный выбор организационно-правовой формы
Есть разные организационно-правовые формы, но какая из них лучше именно для вас? Выбор зависит от конкретной ситуации, потому что факторов может быть море. Перед тем как принять решение, предусмотрите всё, проконсультируйтесь. Особенно, если вы выбираете открыть ООО, ведь закрыть ИП гораздо проще и быстрее, чем ликвидировать ООО.
Если сомневаетесь, обратитесь к консультантам. Тем более что с 1 января 2019 года пропадает налоговая мотивация в создании частных и семейных предприятий. Консультация у эксперта — всегда дешевле, чем потом исправлять ошибки.
2. Бизнес в равных долях
Дружба, семья, доверие — всё это хорошо, пока вас не связывает бизнес. Негативной ситуации можно избежать, если не делить бизнес поровну. Равное партнерство между двумя людьми — это бомба замедленного действия.
Ведь если один из партнеров начнет думать, что другой неправ (а так обязательно будет!), мало работает или что-то еще, каждый станет тянуть одеяло на себя, а поскольку права равные, ни один из них не сможет принять окончательное решение и поставить точку. Начнутся разборки, эмоции, недовольства, и в конечном счете бизнесу придет конец.
Поэтому доля одного партнера в ООО всегда должна быть больше 50%, если вы работаете вдвоем. А лучше всего создавать бизнес одному или втроем, сохраняя нечетное количество участников.
3. Незнание своих прав
Буквально с момента открытия фирмы государственные органы показывают, «кто в доме хозяин». И этот факт весьма страшен для предпринимателей, которые с перепугу делают всё, что им говорят, не замечая явных нарушений со стороны инспекторов, а часто даже не зная о них.
Соглашусь, сейчас, по различным причинам, включая низкую квалификацию персонала, претензий к бизнесу стало меньше. Но и это не дает права не знать свои права. Особенно если к вам пришли с проверкой. Все виды проверок должны проводиться строго в рамках закона, полномочия проверяющих не безграничны.
Поэтому всегда полезно и экономически выгодно заранее узнать о своих правах, обязанностях и свободах и проинструктировать сотрудников, а при проверке заручиться поддержкой адвоката или налогового консультанта.
4. Неорганизованная договорная работа
Многие предприниматели легкомысленно относятся к документам, не разрабатывают и не хранят их должным образом. Если дело дойдет суда, а какие-то документы составлены формально или вообще отсутствуют, ваши шансы на благополучный исход будут гораздо меньше, даже если вы правы. Поэтому поступайте благоразумно: качественно составляйте договоры, храните всю документацию и переписку с контрагентами.
5. Деятельность без лицензии
Список видов деятельности, на которые нужна лицензия, содержится в перечне. Будьте внимательны. Бывает, что руководство организации думает, что осуществляемая ими деятельность не подлежит лицензированию, а по факту оказывается наоборот. Или организация, чья деятельность заключается в выпуске периодических изданий, получила лицензию, допустим, на полиграфические услуги и считает, что выполнила требования законодательства, хотя для СМИ требуется совершенно другая лицензия.
Также бывают случаи, что основная деятельность компании действительно нелицензируема, но для совершения отдельных видов операций необходимы особые разрешительные документы. Для устранения такого рода недопониманий нужно четко понимать сущность осуществляемых операций и быть в курсе регулярных нововведений. Так, недавно были сокращены виды требуемых лицензий, о чем я писала в своем блоге.
6. Нарушение трудового законодательства
Даже самый мелкий предприниматель (тот же ИП) при найме сотрудников приобретает массу обязанностей по отношению к своим работникам. Нужно соблюдать режим труда и отдыха, нормы оплаты труда, правильно принимать и увольнять сотрудников. Ответственность за нарушения — от штрафов до уголовного наказания.
Не злоупотребляйте договорами ГПХ — они годятся только для разовых работ и услуг. Если Министерство труда заподозрит, что договорами ГПХ вы подменяете трудовые отношения, чтобы не иметь социальную ответственность перед работниками, могут быть применены штрафы.
7. Экономия на бухгалтерах и юристах
Многие надеются обойтись своими силами: самостоятельно составляют договоры, ведут книги регистрации, платят копейки бухгалтерам, бесплатно нанимают родственников, а иногда вообще привлекают фискалов для предоставления налоговой и финансовой отчетности. Но все эти действия — лишь краткосрочная экономия. Если вы хотите жить долго и счастливо, инвестируйте в качественную документацию и бизнес-процессы.
Практика пестрит историями, когда экономия на юристах и бухгалтерах в конечном счете приводит к значительным штрафам, а в некоторых случаях — и к уголовной ответственности. Если у вас нет денег на компетентного главбуха — наймите простого операциониста, пусть занимается первичкой, а более сложные вопросы отдайте на аутсорс. Часто аутсорсинговые компании имеют в штате юриста, поэтому могут покрыть многие ваши вопросы.
8. Работа с непроверенными партнерами
Тут вы можете попасть на деньги с двух сторон. С одной стороны, вы можете остаться без своих денег, товаров и услуг. И у меня был такой случай при заказе мебели — я оплатила мебель, а некий Равшан просто не берет трубку уже полгода. С другой стороны, компания может оказаться неблагонадежным контрагентом, который будет выявлен налоговиками в рамках проведения процедуры «риск-анализа». Поэтому работайте только с проверенными партнерами и внимательно относитесь к оформляемым документам.
9. Неправильно составленные учредительные документы
Это большая проблема малого бизнеса. Уставы в основном скачивают из интернета, бесплатно или дешево используют чьи-то шаблоны, а потом оказывается, что какие-то важные моменты не предусмотрели и не прописали. Хорошо, если учредитель один, он сам с собой всегда договорится, а когда учредителей несколько, нужно договариваться на берегу по всем вопросам, чтобы потом не было проблем. Опять же, трудно самим — обратитесь к специалистам, чтобы перевели ваши особые договоренности на юридический язык и закрепили в документах. И, конечно, прочтите их перед подписанием!
Изучайте законы, нанимайте компетентных специалистов и будьте предусмотрительными.