Президент Шавкат Мирзиёев 24 октября провел совещание по вопросам дальнейшего развития высшего образования, повышения качества подготовки кадров, расширения интеграции науки и производства, передает пресс-служба главы государства.
В последние годы был принят ряд документов, направленных на выведение высшего образования на новый уровень. Внедрены современные образовательные стандарты, прозрачная система приема в вузы. В текущем году квоты приема увеличились на 30 процентов по сравнению с прошлым годом.
Утвержденные постановлениями президента программы по развитию высших учебных учреждений, повышению качества образования на 2017−2021 годы были радостно восприняты профессорско-преподавательским составом и широкой общественностью.
В 2018 году в стране начали деятельность 13 новых вузов, в частности Международный университет туризма «Шелковый путь» в Самарканде, филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Россия) в городе Алмалыке, Университета Пучон Южной Кореи в городе Ташкенте.
Создан фонд «Эл-юрт умиди» при Кабинете Министров. Данный фонд содействует активному привлечению наших соотечественников за рубежом — ученых, специалистов и экспертов к осуществляемым в Узбекистане широкомасштабным реформам, содействием талантливой молодежи в получении образования в развитых странах, повышении квалификации в ведущих международных институтах и зарубежных организациях.
В нынешнем году впервые на основе международного опыта был создан национальный рейтинг вузов, проанализирован учебный и научно-исследовательский процесс. По итогам анализа выявлен ряд проблем и недостатков.
Так, квоты приема в высшие образовательные учреждения охватывают лишь 7−9 процентов выпускников общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. В России этот показатель составляет 74, в Южной Корее — 96 процентов.
На совещании отмечалось, что высшие учебные заведения и их профессорско-преподавательский состав не пользуются престижем и авторитетом в международном научном сообществе.
Подвергнут критике тот факт, что работа по привлечению к учебному процессу всемирно признанных ученых, высококвалифицированных научных деятелей и преподавателей не налажена на должном уровне.
Неучет мнений профессоров и преподавателей при назначении ректоров и проректоров не обеспечивает высокую эффективность работы новоназначенных руководителей с коллективом.
Отсутствуют необходимые условия для развития науки, интеграции исследований в производство, повышения результативности научной деятельности, а также для изысканий талантливых студентов.
Неудовлетворительная работа по внедрению инновационных методик в образовательный процесс, обеспечения увязки учебных программ с производством, самое главное, повышению квалификации преподавателей.
Абсолютно не отвечает сегодняшним требованиям порядок изучения, аттестации, аккредитации деятельности вузов, нострификации документов.
«Вызывает сожаление, что в условиях ускоренного развития экономики система высшего образования, вместо того, чтобы быть „локомотивом“ развития, не идет в ногу со временем. Горькая правда в том, что у нас нет системы, отвечающей структурным изменениям на рынке труда, способной обучить молодежь профессиям, сформировать у нее предпринимательские навыки», — сказал глава государства.
В связи с этим на совещании определены безотлагательные задачи и даны соответствующие поручения.
Отмечена необходимость внедрения упрощенной системы приема студентов и перехода на этой основе от системы квотированного приема к государственному заказу и дифференцированной платно-контрактной системе.
Поставлена задача перейти от централизованного финансирования к самофинансированию и экономической самостоятельности в целях повышения международного престижа вузов и достойного стимулирования деятельности научно-педагогических кадров.
Указана необходимость упрощения назначения ректоров и проректоров, создания системы постоянной оценки деятельности, целевого стимулирования, повышения ответственности профессоров и преподавателей.
Глава государства отметил, что главная задача, стоящая в сфере образования — совершенствование системы оценки знаний студентов, учебных программ и образовательно-воспитательного процесса.
Актуальной проблемой является и процесс оптимизации действующих сегодня 1 318 профессиональных колледжей. Глава государства подверг критике то, что на данный вопрос до сих пор не найдено конкретное решение.
Для полного обеспечения спроса на рынке труда, более того, охвата молодежи образованием необходимо с учетом потребностей отраслей реального сектора экономики регионов организовать на базе системы среднего специального, профессионального образования интегрированные с бакалавриатом высшего образования «высшие школы» — многопрофильные образовательные учреждения, специализированные на краткосрочную подготовку кадров, а также сформировать систему подготовки нового поколения кадров среднего звена для приобретения рабочих профессий.
Анализируя работу Совета ректоров, отмечалась необходимость коренного реформирования и этой системы. Подчеркивалось, что следует провести оценку квалификации ректоров, уделив при этом особое внимание их духовно-просветительскому и научному потенциалу.
На совещании поручено разработать концепцию по коренному совершенствованию системы высшего и среднего специального образования на 2018−2023 годы.
Вместе с тем поставлена задача разработать проект постановления правительства, предусматривающего дальнейшее упрощение порядка признания и нострификации дипломов зарубежных вузов, совершенствование процесса аттестации и аккредитации высших образовательных учреждений в целях создания условий для деятельности получившей образование за рубежом нашей молодежи у себя на Родине.
На совещании были отмечены и результаты Узбекско-Российского образовательного форума.
По итогам данного форума с российскими партнерами было подписано 114 договоров и соглашений. В частности, запланировано открытие в Узбекистане филиалов 6 престижных вузов России и 2 факультетов, реализация 52 совместных образовательных программ. По каждому соглашению разработаны «дорожные карты».
Министерству высшего и среднего специального образования даны указания по обеспечению совместно с соответствующими министерствами и ведомствами исполнения задач, определенных в этих «дорожных картах».
Отмечалась необходимость качественной разработки, утверждения и практической реализации соответствующих правовых документов по каждому филиалу, факультету и совместной программе.
В перспективе организуемые факультеты должны быть поэтапно преобразованы в филиалы.
На совещании даны поручения по укреплению научно-педагогического потенциала профессоров и преподавателей, широкому внедрению в систему высшего образования научно-технологические разработки и информационные технологии на основе подписанных соглашений.
Президент отметил, что уже сегодня необходимо определить конкретные планы для тщательной подготовки к следующими форуму, который пройдет в России в 2019 году.