Pigmentarius

Основатель салона Pigmentarius Вероника Евдокимова о том, с какими трудностями она сталкивалась во время открытия тату-студии в Узбекистане, как развивается индустрия сейчас и почему понятие «тату-салон» необходимо закрепить на законодательном уровне.

Мечта превратилась в свое дело

Моего мужа Дмитрия Морозова всегда привлекала тату-индустрия. В 2005 году он поехал в Москву, где отучился на краткосрочных курсах в тату-колледже Biotek. После обучения понял, что быть мастером не сможет: во-первых, не было художественного образования, во-вторых, он не смог бы совмещать эту деятельность с ведением бизнеса. В то время он занимался таможенным брокерством и имел свой таможенный склад.

Поэтому он решил видоизменить свою мечту и открыть тату-студию с профессиональными мастерами, оборудованием и материалами. Я по складу характера организатор, так что всё администрирование он возложил на меня.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В 2005 году ничего подобного в Ташкенте еще не было: в городе работало лишь несколько частных мастеров, и качество татуировок в целом оставляло желать лучшего. Ниша была практически пуста, мы решили, что нужно попробовать.

В проект мы инвестировали средства с прибыли от бизнеса мужа. И тогда, и сейчас студия для нас была не хобби и не бизнесом — это была и есть большая часть нашей жизни, наша заветная мечта.

Также очень хотелось развить еще одно новое для Узбекистана направление — аэрографию на автомобилях. Нашли молодого талантливого парня, окончившего художественный институт, отправили на обучение в Москву. У мужа был оборудованный гараж, который использовался мастером как площадка для творчества. Отсюда, кстати, и появилось название Pigmentarius — «человек, работающий с красками».

К сожалению, мы потерпели фиаско — в техпаспорте автомобиля в Узбекистане нельзя ставить отметку об аэрографии, следовательно, передвигаться на такой машине по нашим дорогам тоже нельзя.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вложения окупились за пять лет

С помещением для будущей студии проблем не было: у нас была квартира на первом этаже, которую мы переоформили в нежилой фонд. На начальном этапе пригласили известного тату-мастера из Москвы: в течение полутора месяцев он обучал двух наших мастеров, соответственно, мы вложили средства в оплату его гонорара, проживание и перелет. Оборудование, пигменты и другие расходные материалы привезли из США и Европы.

Мы и сейчас закупаем необходимые инструменты только там, заказываем всё с официальных сайтов производителей. С китайским оборудованием и материалами никогда не работали — категорически не устраивает качество. Из того, что требуется нам в работе, в Узбекистане сейчас производят только перчатки, бахилы и стретч-пленку. Также у нас можно купить очень хороший вазелин.

Общую сумму, которая потребовалась для открытия студии, назвать сложно. Одна машинка, к примеру, может стоить от $300 до $1000, а их нужно несколько, блоки питания каждый по $200−300 и другие элементы оборудования, компьютер, принтер, мебель.

Постоянно требуются одноразовые иглы и расходники к ним, палитра пигментов первоначально обошлась в $800. Также понадобилась ультразвуковая ванна и стерилизатор — это еще около $400.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Первые кресла мы делали на заказ в Ташкенте, сейчас купили специальное пневматическое кресло стоимостью $1000.

Вложения окупились примерно за пять лет, но дело в том, что тату-индустрия не стоит на месте, все время приходится что-то докупать. Ежемесячно на текущие расходы студии тратится около $1000 — и это не считая закупки машинок и других масштабных покупок.

Сейчас минимальная цена на тату в нашей студии — 300 тысяч сумов, в день мы можем сделать две небольшие работы.

В первые несколько лет нашей главной рекламой было сарафанное радио и печать флаеров. Также мы делали профессиональный боди-арт в клубах, устраивали вечеринки с известными диджеями, проводили тату-фесты, выступали на выставках BeautyExpo.

В этом году у нас снова начал работать профессиональный пирсер, плюс мы запустили собственную коллекцию бижутерии «P. S.» из натуральных камней и кожи. Также завезли стильную бижутерию для пирсинга — одним словом, возрождаем это направление.

Понятие «тату-салон» нужно узаконить

Pigmentarius сейчас — это художественная студия, ведь официально узаконенного понятия «тату-салон» у нас нет.

Официально закрепить статус тату-студий необходимо хотя бы для того, чтобы не было ситуаций, когда человек идет к недобросовестному мастеру и получает в итоге некачественную татуировку, шрам, с которым ему придется ходить всю жизнь или думать об исправлении или сведении.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Если бы существовали лицензии, сертификаты, выдаваемые официальным, зарекомендовавшим себя и работающим по правилам студиям, люди бы знали, кому можно доверять. Тогда было бы меньше ситуаций, в которых подпольный мастер набил тату 14-летнему подростку или сделал работу в антисанитарных условиях.

Сложно найти тех, кто горит своим делом

Сейчас у нас работает один мастер, профессионал и фанат своего дела. Запись идет на несколько недель вперед. От каждого заказа мастер получает справедливый процент. Практически всю прибыль мы реинвестируем в закуп пигментов, материалов и оборудования.

Вообще Pigmentarius — это не только студия, но и школа для мастеров. В нашей копилке множество побед на международных конвенциях и фестивалях. На обучение хотят попасть многие, но найти тех, кто действительно понимает серьезность профессии, кто готов отдаваться этому делу, очень сложно.

Спрос на татуировку резко возрастает с повышением популярности молодежной музыки, спорта. Люди хотят татуировку как у любимого рэпера или у знаменитого футболиста. Самый плодотворный сезон — зима. Летом тоже большой спрос, но многие уезжают отдыхать и откладывают визит.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вообще же между первой консультацией и нанесением тату должно пройти не менее 10 дней, чтобы человек смог сделать осознанный выбор. Это такое же правило нашей студии, как и то, что в крови мастера или гостя не должно быть ни грамма алкоголя, а клиент, желающий сделать у нас тату, должен подтвердить свое совершеннолетие. Ну и, конечно, правило номер один — работать только с одноразовыми материалами и лучшими пигментами. Это табу, это аксиома, это не обсуждается.

Каждому, кто хочет сделать тату, хочется сказать, что татуировка не должна быть прихотью. Это не веяние и не влияние моды — это личная философия.

«База 4169»

Талгат Исабеков, известный как мастер Телл, обучался в Алматы, а популярным в Ташкенте стал во время работы в студии Pigmentarius. В 2016 году тату-мастер открыл собственную студию, которая начала приносить прибыль уже через четыре месяца.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Учился в Алматы, побеждал за Узбекистан

Первые свои татуировки я делал еще во время учебы в Художественном колледже им. Бенькова, а профессионально начал заниматься этим после переезда в Алматы. Там я занимался граффити, а потом, в 2008 году, пришел на обучение в один из тату-салонов. Процесс обучения занял около полугода, я получил необходимую базу знаний, а затем самостоятельно совершенствовал технику.

В студии Pigmentarius начал работать в 2009 году. За время, что я проработал там, несколько раз ездил на международные фестивали и конвенции. На таких мероприятиях встречаются лучшие профессионалы со всего мира, крутые мастера обмениваются опытом, там получаешь новые впечатления и связи.

На тату-конвенции в Чехии в 2014 году я занял первое место в номинации «Черно-белая татуировка». На следующий год прошел отбор и на Берлинскую конвенцию — она входит в тройку лучших в мире. Тогда удалось взять первые места сразу в трех номинациях, представляя Узбекистан. А в 2017 году там же взял первое место в номинации «Портрет».

Такие победы выводят на другой уровень, дают новый статус, мировое признание.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

$5000 на открытие своего дела

Когда долго работаешь, когда появляется много постоянных клиентов, неизбежно появляются мысли о том, чтобы открыть что-то свое. Вместе с моим другом, мастером Константином Цибизовым, в 2016 году мы открыли студию «База 4169». Долго думали над названием, а потом решили назвать салон так же, как называется студия наших друзей в Алматы, изменив только цифры — они обозначают географические координаты Ташкента.

Для открытия нам понадобилось около $5000 — это были наши собственные сбережения. На эти деньги были закуплены пигменты, кресла, машинки. Вложения окупились очень быстро, где-то за четыре месяца, так как мы не начинали с нуля, а уже имели базу клиентов.

Мы арендуем один из кабинетов в «Салоне №1», платим около $500 в месяц. В «Базе» три мастера — я, Константин Цибизов и Сарват Каримов. Сарват, правда, работает в основном в Москве, но часто приезжает в Ташкент. В будущем планируем расшириться, арендовать отдельную студию, провести конкурсный отбор и взять еще троих мастеров в команду.

Многие и сейчас хотят обучаться, но соглашаюсь я очень редко. Для этой профессии ведь обязательно отличное умение рисовать, при этом очень желательно иметь не просто какие-то навыки, а академическое образование. Обучение у нас в студии стоит от $500 в месяц — с использованием наших материалов и оборудования.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В день получается сделать пять-шесть небольших тату или провести один пятичасовой сеанс работы над крупной татуировкой. Минимальная стоимость работы — 250 тысяч сумов, ну, а самая дорогая татуировка на моей памяти обошлась клиенту в $4500 — это была большая тату в жанре реализма на всю спину. Объем работы у нас большой, записываться нужно как минимум за месяц.

Конкуренции в Ташкенте нет

Оборудование и расходные материалы мы заказываем из штатов, в Ташкенте всего этого либо нет, либо есть, но втридорога. Из отечественных товаров можем закупить только вазелин, больше ничего необходимого для нашей работы здесь не производят.

Я считаю, что сейчас у нас нет конкурентов в Ташкенте. Какие-то студии не работают в сложном жанре реализма, кто-то просто делает откровенно плохо. Конечно, будут открываться новые салоны, но это нас не пугает. Пугает больше то, в каких условиях часто делаются татуировки подпольными мастерами — отсутствие стерильности, антисанитария.

Сейчас в Ташкенте не проводят каких-то тематических вечеринок или конвенций, по сути, это никому не нужно, там некому участвовать, кроме разве что кустарных мастеров. Недавно проводилось какое-то мероприятие, но, по словам нашего мастера, там была полная антисанитария, я в подобных ивентах принимать участия не хочу.

Вообще надо понять, что татуировка — это на всю жизнь, и созреть для нее. Не идти к непрофессионалу и не гнаться за тем, что дешевле. Тем, кто хочет только сэкономить, я всегда говорю: «Если ты не видишь разницы между хорошей и плохой татуировкой, зачем тогда платить больше?».