Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление о создании Ташкентского междуннародного арбитражного центра (TIAC) при Торгово-промышленной палате.

Международный коммерческий арбитраж — самое популярное средство решения внешнеэкономических споров, который большинство компаний предпочитают традиционному судебному разбирательству.

Выбирая страну для вложений, потенциальному инвестору важно, есть ли в ней законодательная база для решения трансграничных споров и возможность принудительного исполнения международного арбитражного решения.

Как раз то, чего в Узбекистане до этого момента не было, так как отсутствует нормативно-правовая база, которая регулировала бы эти точные правовые механизмы. Есть закон о третейских судах, но и он не позволяет привлекать иностранных арбитров.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что увеличиваются издержки иностранных инвесторов и отечественных компаний, вынужденных обращаться за разрешением споров в международные арбитражи заграницей, а также снижается инвестиционная привлекательность страны — компании попросту не рискуют вкладывать сюда свои деньги.

Что теперь изменится

Создается Ташкентский международный арбитражный центр при Торгово-промышленной палате со статусом негосударственной некоммерческой организации. Основными задачами центра будут:

  • разрешение споров между коммерческими организациями, которые находятся в разных государствах, в том числе иностранными инвесторами, включая споры, связанные с инвестициями, интеллектуальной собственностью и блокчейн-технологиями;
  • развитие и совершенствование механизмов разрешения споров посредством международного арбитража и иных альтернативных способов разрешения споров;
  • налаживание сотрудничества с ведущими зарубежными арбитражами, обмен опытом в области разрешения споров посредством международного арбитража, а также привлечение иностранных арбитров к разрешению споров в Центре;
  • участие в реализации мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов в области международного арбитража и внесудебного урегулирования споров, в том числе связанных с инвестициями, а также организацию исследований в данном направлении;
  • оказание услуг по консультированию компаний, в том числе иностранных инвесторов, в сфере предотвращения возникновения споров, связанных с инвестициями, в том числе одной из сторон которых является государство.

Одна из главных особенностей, которая до недавнего времени отсутствовала в Узбекистане — возможность, наряду со специалистами из числа граждан, привлекать квалифицированных арбитров — иностранцев. Это нормальная практика, к примеру, в Сингапурском международной арбитражном суде (SIAC) 355 иностранных арбитров и лишь 155 местных.

Помимо этого, по соглашению сторон при разрешении споров арбитрами Центра теперь может применяться иное право, в том числе иностранного государства. Это тоже мировая практика ведущих стран — в арбитражном суде международной торговой палаты в Париже 15% дел рассматриваются на основании английского права, еще 10% — на основании швейцарского.

Все решения арбитров центра подлежат исполнению в Узбекистане в порядке, предусмотренном законодательством для исполнения решений третейских судов, а также международными договорами.

«Основные преимущества негосударственного арбитража определяется такими возможностями как применение более широкие принципы справедливости, конфиденциальности и быстрота разрешения споров; обеспечение атмосферы сотрудничества, поскольку арбитраж содействует достижению сторонами взаимоприемлемого решения, т. е. заключения между ними мирового соглашения и сохранения, в результате этого, духа доверия и сотрудничества», — сказал Джон Макгован, международный арбитр, преподаватель Университета Сорбонна.

Еще одной особенностью является исполнение арбитражного решения в более чем 150 странах мира, напоминает Диана Байзакова, международный арбитр, эксперт Buyuk Kelajak, которая принимала участие в разработке документа.

«Это значит, что арбитражное решение, которое было вынесено в Узбекистане, выигравшая сторона может исполнить в таких странах, как, к примеру, Турция, Англия, Германия, США и так далее», — сказала Байзакова.

Постановлением президента утверждены льготы для иностранных арбитров — они освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в части средств, полученных в качестве гонорара.

По словам разработчиков документа, сделано это потому, что у отечественных арбитров не хватает опыта, так что планируется активно привлекать иностранцев. Для их найма не нужно будет получать разрешение на работу в Узбекистане.

Помимо этого, арбитрам разрешат проводить слушая онлайн (без посещения Узбекистана), представителям сторон не нужно получать адвокатскую лицензию, а деньги юридических лиц, направляемые на оплату арбитражных расходов, освобождаются от уплаты НДС.

«Мы понимаем, что в такой конкурентной среде Ташкентскому арбитражному центру необходимо будет сделать арбитраж, наверное, более доступным. Для сравнения, в международном арбитражном суде при международной торговой палате в Париже регистрационный сбор составляет $5 тыс., а в Астане — $1 тыс. Мы понимаем, что это высокие издержки и Ташкентский центр имеет цель максимально снизить эти сборы», — пояснила Байзакова.

В итоге реализация постановления президента позволит:

  • создать необходимую нормативную базу;
  • внедрить механизмы альтернативного разрешения коммерческих сборов;
  • повысить инвестиционную привлекательность страны;
  • сэнокомить судебные издержки инвесторов;
  • снизить нагрузку на суды Узбекистана.

Торгово-промышленной палате поручается сформировать состав Наблюдательного совета Центра, разработать и утвердить его правила, структуру и список арбитров, а также завершить разработку, с привлечением ведущих международных экспертов, проекта закона «О международном коммерческом арбитраже» в соответствии с требованиями настоящего постановления и типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже».