Узбекистану нужно ориентироваться не только на иностранных инвесторов, но и внутренних. Правительство, в частности, администрация города, должно поддерживать предпринимателей, чтобы внутри страны появилось больше инвесторов.

Такую мысль выразил и.о. хокима Ташкента Джахонгир Артыкходжаев в ходе панельной дискуссии «Предпринимательство как драйвер устойчивого развития города», прошедшей в рамках Глобальной недели предпринимательства, передает корреспондент Spot.

В хокимияте каждый день проходят встречи с инвесторами из разных стран, сказал глава города. По его словам, в ближайшее время ожидается приход инвесторов из Казахстана.

«Посмотрите на это с другой стороны. Почему в Казахстане не ждут инвесторов из Узбекистана? Наши производители ориентируются только на внутренний рынок. Например, создаются условия для строительства завода. Предприниматель привозит из условного Китая станок, который через пару лет превратится в груду металла. Хотел бы, чтобы предприниматели ориентировались при производстве не только на рынок Узбекистана. Они должны производить продукцию и для рынков Казахстана, России и других ближайших соседей», — сказал Артыкходжаев.

По его мнению, производители должны ориентироваться в первую очередь на внешние рынки, а на внутреннем продавать товары лишь в том случае, если они остаются после экспорта.

В качестве примера хоким привел Азербайджан, где выращенные в стране помидоры продают за границу, в частности, в Россию, а местное население ест китайские помидоры, потому что они в три раза дешевле.

Он также упомянул турецкий бренд Waikiki, у которого нет ни одного завода, но чей годовой оборот составляет $2 млрд. Для сравнения: весь текстильный рынок Узбекистана оценивается в $700 млн.

Хоким обратился к основателю сети супермаркетов korzinka.uz Зафару Хашимову, также принимавшему участие в панельной дискуссии. Артыкходжаев призвал предпринимателя открыть филиалы сети в Казахстане.

«Если korzinka.uz откроет в Казахстане и России несколько десятков магазинов, на внешних рынках увеличатся продажи местных продуктов. Наши предприниматели будут строить фабрики под магазины сети за рубежом. Когда говорим о Корее, на ум приходят Samsung и Hyundai. Для развития Ташкента также нужны крупные бизнесмены», — считает глава администрации Ташкента.

Для стремительного развития города нужно как минимум 15 таких предпринимателей, отметил он. Они должны выйти на зарубежные рынки и защищать интересы Узбекистана. Правительство же, в свою очередь, должно максимально их поддерживать.

Другими словами, нужно создать богатых предпринимателей, которых будет знать весь мир. Наступит день, когда эти 15 предпринимателей обеспечат работой всю страну — так происходит во всем мире, считает хоким.

Он также призвал предпринимателей создавать пусть небольшое, но качественное производство. Покупать оборудование не в «условном Китае», а самое лучшее — в Германии или Австрии. Тогда даже через 20 лет оборудование продолжит служить, а продукция будет конкурентоспособна.

Кроме того, хоким прокомментировал проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, включая сложности с получением земли. Он рассказал о случае, когда инвестор пришел с предложением построить многоквартирный дом, при этом у него не было ни строительной, ни инженерной компании. Требования, которые ставят иностранные инвесторы, иногда высоки, сказал Артыкходжаев. Если дать эти возможности местным игрокам, они будут только рады взяться за проект.

«Например, инвесторы предлагают построить платную дорогу. Мы должны дать гарантию, что 100 тыс. автомобилей по ней будут проезжать. Если проедет 99 тыс., оставшуюся сумму должно покрыть правительство. Инвесторы ожидают прибыли на уровне 25−30%, когда в Узбекистане, к примеру, в гостиничном бизнесе прибыль составляет 7%», — говорит Джахонгир Артыкходжаев.

Он также отметил, что достаточно создать три известные марки, производящие качественную продукцию, и они выведут экспорт страны на нужный уровень. Пока единственная марка, хорошо известная за пределами страны — Ravon. Хоким предложил создать бренд дыни или винограда.

«Почему мы не можем открыть в России склад, продавать там с июня по октябрь узбекские дыни? А всё остальное время завозить из других стран, чтобы продавать дыни круглый год. Так, в Узбекистане известен бренд Bonanza, и нам неважно, из какой страны они привозят бананы — с Коста-Рики, из Аргентины или Перу», — подчеркнул хоким.

Модератор сессии Хикмат Абдурахманов напомнил, что для выхода на внешние рынки важно улучшить условия прохождения грузов на границе. Пока Узбекистан по показателю международной торговли в рейтинге Doing Business находится на 165-м месте.

Также, по его мнению, стране не хватает бизнес-школ, частных университетов. Получение знаний должно быть дешевым, если руководители на ежедневной основе не получают новые знания, их компании не будут конкурентоспособны.

Зафар Хашимов также прокомментировал выступление хокима, отметив, что идея по выходу на соседние рынки у korzinka.uz появилась еще в 2005 году, именно поэтому компания тогда запатентовала бренд во всех центральноазиатских странах.

«Придет день, и мы выйдем на их рынок. Но в плане капитализации разница между сетью супермаркетов внутри страны и региональной сетью очень большая. Выход на рынок Казахстана, например, требует роста рыночной капитализации компании в два-три раза. Выход на соседние рынки требует большого капитала. В Казахстане, например, есть свои хорошо развитые сети супермаркетов, которые получают „дешевые деньги“. У нас тоже скоро появится такая возможность», — сказал Хашимов.

Предприниматель также отметил, что у малого и крупного бизнеса только появляется возможность поднять голову, оглянуться немного вокруг. Постепенно, вне зависимости от действий правительства, бизнес будет расти.

Естественно, уже сейчас многие задумываются об экспорте. Эти процессы не ускоряются потому, что в Узбекистане высокая цена денег. Во многих странах Европы, в Сингапуре, в США бизнес может брать кредиты под 2, 3, 5%. В Узбекистане эта ставка превышает 14%.

Ранее Spot писал, что авторы одобренных и. о. хокимом Ташкента 90 инвестиционных проектов получили земельные участки.