В январе в Узбекистане на два года объявили мораторий на проверки финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей.

В связи с этим налоговые органы всё больше внимания уделяют камеральным проверкам, так как это дополнительные источники поступлений в бюджет, а такие процедуры, как хронометраж наличной денежной выручки и численности сотрудников, превращаются в завуалированную налоговую проверку.

О том, как доработать эти процессы, чтобы защитить бизнес, пишет налоговый консультант Гульнара Эргашева.

Гульнара Эргашева

Налоговый консультант

Как поднять эффективность налоговых органов и защитить предпринимателя

Последний квартал года — время, когда предприниматели и бухгалтеры пересматривают всю первичную документацию, налоговые и финансовые отчеты, чтобы подготовиться к годовому балансу. Время оглянуться назад.

Для бухгалтера сдача отчетности в электронном режиме «Принятые вовремя» вызывает чувство полного удовлетворения от проделанной работы, облегчения и спокойствия.

Но в последнее время после сдачи отчетности спокойствие сменяется беспокойством, так как многим налогоплательщикам приходят требования камерального налогового контроля.

Это первая форма налогового контроля, и именно по его результатам налоговые инспекторы зачастую наносят визиты в организации «риска».

Если в отчетности выявлены ошибки или противоречия, организация становится объектом пристального внимания налоговых органов.

Несмотря на такую важную роль камерального контроля, многие предприниматели имеют смутное представление об этой проверке и о правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов в процессе ее проведения.

В последнее время налоговые органы всё большее внимание уделяют именно камеральным проверкам, так как это прежде всего дополнительные источники поступлений в бюджет.

В стране объявлен мораторий на проверки финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей, за исключением тех, что проводятся в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юрлица, да и в целом налоговые проверки очень трудоемки и занимают много времени, так что камеральным контролем охватываются практически все налогоплательщики.

Благодаря камеральному контролю налогоплательщик чувствует за собой постоянный государственный контроль со стороны налоговых органов.

На мой взгляд, в нынешней ситуации надо расширить полномочия налоговых органов в процессе камерального контроля (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.). Это позволит выявить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика.

Камеральный налоговый контроль — то самое звено, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять свою эффективность.

Модернизация налоговых органов это, по сути, модернизация порядка именно камеральных проверок.

Участвуя в судебных слушаниях как специалист, я вижу, сколько времени и нервов и денег теряет предприниматель, доказывая свою правоту в судебных органах по исковым заявлениям налоговых органов в результате камерального контроля.

К сожалению, сейчас результат камерального контроля становятся непосредственной причиной разбирательства в экономическом суде.

В указе президента о совершенствовании налогового администрирования был пункт о разработке закона, который регулировал бы судебной порядок взыскания суммы налогов и других обязательных платежей по результатам проведенного камерального контроля.

Закон так и не вышел, но внесли изменения в статье 70 Налогового кодекса. Теперь, если налогоплательщик вовремя не представит уточненную налоговую отчетность или обоснования расхождений, налоговый орган обращается в суд, чтобы взыскать доначисленные налоги и другие обязательные платежи.

То есть, согласно действующему законодательству, это единственный случай, когда налоговый орган должен обращаться в экономический суд.

На практике налоговые органы подают в суд по результатам камерального контроля, даже если налогоплательщик предоставил письменное обоснование — оно по умолчанию их не устраивает.

Чтобы защитить предпринимателей, целесообразно исправить это разночтение. Предприниматель должен получать обратную связь от налогового органа.

Налоговый хронометраж — завуалированная проверка

В последнее время налоговые органы всё чаще проводят хронометраж наличной денежной выручки и хронометраж численности работающих.

Это связано, на мой взгляд, с тем, что в постановлении президента о совершенствовании налоговой службы с 1 октября налоговые органы получили право по результатам хронометража требовать исчисление налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период.

При повторном выявлении занижения эти действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов, и было дано указание, чтобы Государственный налоговый комитет до 20 сентября разработал соответствующий нормативно-правовой акт.

Но до сих пор у нас не разработаны НПА, регулирующие порядок проведения хронометража и критерии уклонения от уплаты налогов при повторном занижении выручки и численности сотрудников, соответственно, не внесены изменения в действующий Налоговый кодекс и другие НПА.

Попробую проанализировать нормативно-правовые документы по этой налоговой процедуре.

Итак, мы имеем статьи 70, 71 и 71−1 Налогового кодекса.

  • Согласно статье 71, результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются только для анализа достоверности налоговой отчетности и ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат хронометража не может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
  • Это же утверждено в положении о порядке проведения хронометража.
  • Согласно статье 71−1, результаты мониторинга используются исключительно для проверки соответствия отчетного и фактического количества работников и определении налогооблагаемой базы. Порядок мониторинга устанавливается Кабинетом Министров.

Таким образом, до сих пор не утвержден порядок проведения хронометража наличной денежной выручки и численности работающих (на портале СОВАЗ публиковали этот законопроект, но он не был принят).

В частности, в постановлении президента указано, что производится доначисление за последний отчетный период, законодательно не разъяснено, что такое «последний отчетный период».

В Налоговом кодексе есть понятия: «отчетный период», «налоговый период», «предыдущий отчетный период». Причем для каждого налога и обязательного платежа есть свой отчетный период: для ЕНП — квартал, для ЕСП — месяц, для НДФЛ — квартал.

В законодательстве нет понятия «последний отчетный период», и пока не будут разработаны нормативные акты, описывающие порядок проведения налогового хронометража, его процедуры, полномочия налоговых органов, права субъектов, для налогоплательщика он превращается в завуалированную налоговую проверку.