Как сообщал Spot, в Узбекистане стартовал проект по модернизации теплоснабжения стоимостью $140 млн, в рамках которого впервые в стране будет внедрена современная модель централизованного теплоснабжения.
Как модернизация системы центрального теплоснабжения поможет повысить энергоэффективность экономики, рассказывает экономист Хуршид Норов.
Хуршид Норов
Экономист, консультант по развитию бизнеса в Miora Group Uzbekistan
По данным Всемирного банка и ООН, из-за низкой энергоэффективности экономика Узбекистана ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП. В стране высок уровень энергопотребления, и дефицит энергетических мощностей в ближайшие годы будет только расти.
Неэффективное использование энергетических ресурсов — одно из основных препятствий для устойчивого экономического роста.
Уровень энергопотребления в Узбекистане
Говоря о высоком энергопотреблении экономики, следует принять во внимание высокий уровень потребления топлива и электроэнергии в сферах производства (как промышленного, так и сельскохозяйственного) и услуг (главным образом транспортных), а также нерациональное использование энергии потребителями (в том числе со стороны населения). Критериями оценки энергоэффективности могут служить показатель потребления энергии как на душу населения, так и на единицу ВВП.
Приведенный расчет был проведен экспертами Всемирного банка и ООН в 2013 году, но актуальность проблемы сохранилась по сей день. От 0−0,15 (преимущественно страны Западной Европы, отмеченные зеленым цветом) до 0,45−0,75 (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обозначенные красным цветом) т. н. э. / $1000.
Источник: Всемирный банк
При чем здесь теплоснабжение
Повышение энергоэффективности теплоснабжения — актуальный вопрос для государства. Это снизит энергодефицит и негативное влияние на климатическую систему, повысит конкурентоспособность экономики за счет сокращения энергоемкости ВВП.
Существенную лепту в энергопотребление вносит сектор централизованного теплоснабжения (ЦТ), имеющий технологический потенциал энергосбережения до 50%.
В Узбекистане предпринимаются меры: реконструировали Навоийскую ТЭС, где ввели в эксплуатацию парогазовую установку мощностью 478 МВт, Ташкентскую ТЭЦ, где установили газотурбинный блок мощностью 27,15 МВт.
Несмотря на последовательное снижение энергоемкости ВВП, этот показатель все еще высок по сравнению с другими странами.
Так, например, согласно данным того же Всемирного банка, энергоемкость ВВП Узбекистана на 35% больше, чем в соседнем Казахстане, и в три раза больше, чем в Германии.
Учитывая данные негативные тенденции, правительство Узбекистана приняло курс на снижение энергоемкости экономики примерно на 50% к 2030 году. Президент утвердил программу развития системы теплоснабжения на 2018−2022 годы, в которой запланировано внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования.
Анализ системы ЦТ республики, проведенный в разное время Всемирным банком, ПРООН и ЕБРР, показывает, что значительная часть оборудования была введена в строй еще в 1950—1980 годы, а почти 54% ныне действующих тепловых сетей были созданы в 1993—2012 годы.
Из-за физического и морального износа оборудования и сетей качество услуг ЦТ и горячего водоснабжения ухудшилось во многих городах, а в некоторых эти услуги и вовсе перестали быть доступными населению. В результате многие горожане были вынуждены использовать печи, работающие на угле, древесине и кизяке — небезопасные и дорогостоящие.
Высокая энергоемкость производства и его низкая энергоэффективность — серьезное препятствие для устойчивого экономического развития страны. Поэтому одна из ключевых задач экономической политики Узбекистана — модернизация энергетики, сокращение энергоемкости ВВП и внедрение эффективной системы энергосбережения.
Почему нужна реформа централизованного теплоснабжения
Централизованное теплоснабжение — важный источник тепловой энергии и может быть экономически эффективным и экологически благоприятным.
Почему это так важно и перспективно:
- системы ЦТ в среднем обеспечивают около 60% потребности в горячей воде и отоплении в 30 крупных городах страны;
- на долю этих систем приходится более 30% от общего потребления энергии;
- до 70% жилых домов в городских зонах отапливается ЦТ, то есть большая часть населения зависит от его эффективности;
- поскольку ЦТ — важная часть национальной экономики, реформы могут внести значительный вклад в экономическое развитие;
- в случае остановки или выхода из строя систем ЦТ могут пострадать тысячи семей, предприятий и общественных учреждений;
- учитывая рыночную долю большинства систем ЦТ в странах с переходной экономикой, как правило, экономически невыгодно или невозможно заменить системы ЦТ на бытовые отопительные агрегаты, избежав при этом значительных перебоев в теплоснабжении. В случае сбоев наиболее уязвимыми оказываются семьи с низким доходом и общественные учреждения, так как они не в состоянии покрыть капитальные затраты на установку новых систем отопления.
Для решения проблем с обеспечением полноценного теплоснабжения городов разрабатывались программы и документы — как правительством Узбекистана, так и в рамках проектов международными организациями. Многие из них так и остались нереализованными.
Исключение составляет лишь увеличивающееся количество вводимых в эксплуатацию реконструированных ТЭЦ, работающих на принципе когенерации. Это большой прорыв в обеспечении энергетической независимости страны.
Тем не менее, за исключением единичных районов, в стране до сих пор продолжается применение так называемой «открытой и зависимой» системы теплоснабжения, которая с точки зрения экономики считается затратной и неэффективной.
Упрощенная схема функционирования открытой системы теплоснабжения
В системе ЦТ по сей день используется схема открытого водозабора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий через гидроэлеваторы и смесительные устройства, а для горячего водоснабжения вода поступает из тепловой сети, химически очищаясь в котельных.
В открытых системах забор горячей воды осуществляется непосредственно из контура ЦТ. Это означает, что весь объем ГВС, а также весь объем утечек из сети, должны пополняться путем подпитки сети из источника тепловой энергии. Из-за того, что система ГВС открытая, приходится подготавливать большое количество сетевой воды.
Илюстрация: e-wiki.org
Как решить проблемы?
На уровне выработки тепловой энергии: модернизация и замена котлов и агрегатов в системе ЦТ и в районных котельных с внедрением терморегулирующей автоматики и горелок с высоким КПД, обеспечивающих полное сгорание газа.
На уровне передачи и распределения тепловой энергии: постепенное внедрение трубопроводов с предварительной изоляцией в виде оболочки из композиционного пластика (с использованием полиуретана или трехслойного покрытия экструдированными полиолефинами).
На уровне установок, расположенных у потребителей (в жилых домах):
- использование пластиковых труб в контуре ГВС в зданиях;
- установка общедомовых и индивидуальных электронных приборов учета расхода тепловой энергии в зданиях;
- монтаж эффективных теплообменников (пластинчатых или трубчатых) и создание компактных и современных подстанций в зданиях потребителей ТЭ.
Кроме того, нельзя забывать о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), как в централизованной, так и в децентрализованной системе теплоснабжения. Мировая практика и опыт некоторых стран СНГ доказывают, что это приводит к существенному ресурсо- и энергосбережению.
Для всех этих мероприятий, помимо прочего, необходимо учитывать, что те ли иные компоненты оборудования и комплектующих могут поставить местные производители. Это обеспечит экономию валютных средств и минимизацию затрат.
Что дадут все эти меры:
- Снижение расходов топлива, потребления энергии и воды у производителя тепловой энергии.
- Снижение потерь воды при распределении тепловой энергии в системе ЦТ.
- Разделение контуров циркуляции теплоносителей ЦТ коммунальных предприятий и потребителей, а также устранение негативного влияния на системы ЦТ со стороны потребителей, что создаст возможность оптимальной подготовки воды для тепловой сети ЦТ.
- Значительное увеличение срока службы распределительной тепловой сети и уменьшение расходов на ее эксплуатацию и обслуживание.
- Снижение потребления тепловой энергии благодаря возможности регулирования температуры теплоносителя на вводе в каждое здание.
- Повышение качества ГВС и обслуживания со стороны коммунальных служб.
В республиканском масштабе, по оценке специалистов, программа по комплексному развитию и модернизации системы теплоснабжения позволит сэкономить 1075 млн м3 природного газа и 413,7 млн кВт⋅ч электроэнергии в год. При этом экспорт сэкономленного природного газа (по средней цене $240 / тыс. м3) принесет дополнительно $258 млн.
Наряду с модернизацией немаловажную роль играет внедрение системы оптимального ценообразования или тарификации соответствующих услуг. Более того, можно порекомендовать меры по совершенствованию тарифной политики с учетом оптимизации баланса централизованного и децентрализованного теплоснабжения, в том числе развития использования ВИЭ.