Как сообщал Spot, в Узбекистане стартовал проект по модернизации теплоснабжения стоимостью $140 млн, в рамках которого впервые в стране будет внедрена современная модель централизованного теплоснабжения.

Как модернизация системы центрального теплоснабжения поможет повысить энергоэффективность экономики, рассказывает экономист Хуршид Норов.

Хуршид Норов

Экономист, консультант по развитию бизнеса в Miora Group Uzbekistan

По данным Всемирного банка и ООН, из-за низкой энергоэффективности экономика Узбекистана ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП. В стране высок уровень энергопотребления, и дефицит энергетических мощностей в ближайшие годы будет только расти.

Неэффективное использование энергетических ресурсов — одно из основных препятствий для устойчивого экономического роста.

Уровень энергопотребления в Узбекистане


Говоря о высоком энергопотреблении экономики, следует принять во внимание высокий уровень потребления топлива и электроэнергии в сферах производства (как промышленного, так и сельскохозяйственного) и услуг (главным образом транспортных), а также нерациональное использование энергии потребителями (в том числе со стороны населения). Критериями оценки энергоэффективности могут служить показатель потребления энергии как на душу населения, так и на единицу ВВП.

Приведенный расчет был проведен экспертами Всемирного банка и ООН в 2013 году, но актуальность проблемы сохранилась по сей день. От 0−0,15 (преимущественно страны Западной Европы, отмеченные зеленым цветом) до 0,45−0,75 (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обозначенные красным цветом) т. н. э. / $1000.

Источник: Всемирный банк

При чем здесь теплоснабжение

Повышение энергоэффективности теплоснабжения — актуальный вопрос для государства. Это снизит энергодефицит и негативное влияние на климатическую систему, повысит конкурентоспособность экономики за счет сокращения энергоемкости ВВП.

Существенную лепту в энергопотребление вносит сектор централизованного теплоснабжения (ЦТ), имеющий технологический потенциал энергосбережения до 50%.

В Узбекистане предпринимаются меры: реконструировали Навоийскую ТЭС, где ввели в эксплуатацию парогазовую установку мощностью 478 МВт, Ташкентскую ТЭЦ, где установили газотурбинный блок мощностью 27,15 МВт.

Несмотря на последовательное снижение энергоемкости ВВП, этот показатель все еще высок по сравнению с другими странами.

Так, например, согласно данным того же Всемирного банка, энергоемкость ВВП Узбекистана на 35% больше, чем в соседнем Казахстане, и в три раза больше, чем в Германии.

Учитывая данные негативные тенденции, правительство Узбекистана приняло курс на снижение энергоемкости экономики примерно на 50% к 2030 году. Президент утвердил программу развития системы теплоснабжения на 2018−2022 годы, в которой запланировано внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Анализ системы ЦТ республики, проведенный в разное время Всемирным банком, ПРООН и ЕБРР, показывает, что значительная часть оборудования была введена в строй еще в 1950—1980 годы, а почти 54% ныне действующих тепловых сетей были созданы в 1993—2012 годы.

Из-за физического и морального износа оборудования и сетей качество услуг ЦТ и горячего водоснабжения ухудшилось во многих городах, а в некоторых эти услуги и вовсе перестали быть доступными населению. В результате многие горожане были вынуждены использовать печи, работающие на угле, древесине и кизяке — небезопасные и дорогостоящие.

Высокая энергоемкость производства и его низкая энергоэффективность — серьезное препятствие для устойчивого экономического развития страны. Поэтому одна из ключевых задач экономической политики Узбекистана — модернизация энергетики, сокращение энергоемкости ВВП и внедрение эффективной системы энергосбережения.

Почему нужна реформа централизованного теплоснабжения

Централизованное теплоснабжение — важный источник тепловой энергии и может быть экономически эффективным и экологически благоприятным.

Почему это так важно и перспективно:

  • системы ЦТ в среднем обеспечивают около 60% потребности в горячей воде и отоплении в 30 крупных городах страны;
  • на долю этих систем приходится более 30% от общего потребления энергии;
  • до 70% жилых домов в городских зонах отапливается ЦТ, то есть большая часть населения зависит от его эффективности;
  • поскольку ЦТ — важная часть национальной экономики, реформы могут внести значительный вклад в экономическое развитие;
  • в случае остановки или выхода из строя систем ЦТ могут пострадать тысячи семей, предприятий и общественных учреждений;
  • учитывая рыночную долю большинства систем ЦТ в странах с переходной экономикой, как правило, экономически невыгодно или невозможно заменить системы ЦТ на бытовые отопительные агрегаты, избежав при этом значительных перебоев в теплоснабжении. В случае сбоев наиболее уязвимыми оказываются семьи с низким доходом и общественные учреждения, так как они не в состоянии покрыть капитальные затраты на установку новых систем отопления.

Для решения проблем с обеспечением полноценного теплоснабжения городов разрабатывались программы и документы — как правительством Узбекистана, так и в рамках проектов международными организациями. Многие из них так и остались нереализованными.

Исключение составляет лишь увеличивающееся количество вводимых в эксплуатацию реконструированных ТЭЦ, работающих на принципе когенерации. Это большой прорыв в обеспечении энергетической независимости страны.

Тем не менее, за исключением единичных районов, в стране до сих пор продолжается применение так называемой «открытой и зависимой» системы теплоснабжения, которая с точки зрения экономики считается затратной и неэффективной.

Упрощенная схема функционирования открытой системы теплоснабжения

В системе ЦТ по сей день используется схема открытого водозабора и зависимого подключения к тепловым сетям отопительных систем зданий через гидроэлеваторы и смесительные устройства, а для горячего водоснабжения вода поступает из тепловой сети, химически очищаясь в котельных.

В открытых системах забор горячей воды осуществляется непосредственно из контура ЦТ. Это означает, что весь объем ГВС, а также весь объем утечек из сети, должны пополняться путем подпитки сети из источника тепловой энергии. Из-за того, что система ГВС открытая, приходится подготавливать большое количество сетевой воды.

Илюстрация: e-wiki.org

Как решить проблемы?

На уровне выработки тепловой энергии: модернизация и замена котлов и агрегатов в системе ЦТ и в районных котельных с внедрением терморегулирующей автоматики и горелок с высоким КПД, обеспечивающих полное сгорание газа.

На уровне передачи и распределения тепловой энергии: постепенное внедрение трубопроводов с предварительной изоляцией в виде оболочки из композиционного пластика (с использованием полиуретана или трехслойного покрытия экструдированными полиолефинами).

На уровне установок, расположенных у потребителей (в жилых домах):

  • использование пластиковых труб в контуре ГВС в зданиях;
  • установка общедомовых и индивидуальных электронных приборов учета расхода тепловой энергии в зданиях;
  • монтаж эффективных теплообменников (пластинчатых или трубчатых) и создание компактных и современных подстанций в зданиях потребителей ТЭ.

Кроме того, нельзя забывать о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), как в централизованной, так и в децентрализованной системе теплоснабжения. Мировая практика и опыт некоторых стран СНГ доказывают, что это приводит к существенному ресурсо- и энергосбережению.

Для всех этих мероприятий, помимо прочего, необходимо учитывать, что те ли иные компоненты оборудования и комплектующих могут поставить местные производители. Это обеспечит экономию валютных средств и минимизацию затрат.

Что дадут все эти меры:

  • Снижение расходов топлива, потребления энергии и воды у производителя тепловой энергии.
  • Снижение потерь воды при распределении тепловой энергии в системе ЦТ.
  • Разделение контуров циркуляции теплоносителей ЦТ коммунальных предприятий и потребителей, а также устранение негативного влияния на системы ЦТ со стороны потребителей, что создаст возможность оптимальной подготовки воды для тепловой сети ЦТ.
  • Значительное увеличение срока службы распределительной тепловой сети и уменьшение расходов на ее эксплуатацию и обслуживание.
  • Снижение потребления тепловой энергии благодаря возможности регулирования температуры теплоносителя на вводе в каждое здание.
  • Повышение качества ГВС и обслуживания со стороны коммунальных служб.

В республиканском масштабе, по оценке специалистов, программа по комплексному развитию и модернизации системы теплоснабжения позволит сэкономить 1075 млн м3 природного газа и 413,7 млн кВт⋅ч электроэнергии в год. При этом экспорт сэкономленного природного газа (по средней цене $240 / тыс. м3) принесет дополнительно $258 млн.

Наряду с модернизацией немаловажную роль играет внедрение системы оптимального ценообразования или тарификации соответствующих услуг. Более того, можно порекомендовать меры по совершенствованию тарифной политики с учетом оптимизации баланса централизованного и децентрализованного теплоснабжения, в том числе развития использования ВИЭ.