Казахстанские производители заявляют о невозможности конкурировать с узбекистанскими производителями товаров из-за высоких налогов и тарифов на коммунальные услуги. Об этом сообщает abctv.kz.

Действенными мерами экономисты считают введение зеркального акцизного налога на похожие товары при экспорте в Узбекистан и субсидирование части затрат на коммунальные услуги для производства товаров первой необходимости.

Узбекистан является главным торговым партнером предпринимателей Шымкента и Туркестанской области, в прошлом году доля в общем товарообороте между регионом и соседней страной составила более 30%.

Однако, как утверждает эксперт Палаты предпринимателей Шымкента Бауржан Бердалиев, для повышения доли экспорта казахстанской продукции на 30-миллионный рынок Узбекистана имеются преграды в виде налоговых нагрузок с узбекистанской стороны.

К примеру, с января 2019 года казахстанские производители при экспорте безалкогольных напитков обязаны будут оплачивать акцизный налог 25% от таможенной стоимости, сейчас данный налог составляет 50%.

«И, тем не менее, снижение вполовину всё равно ставит местные компании в неравную конкуренцию с узбекистанскими товаропроизводителями», — говорится в сообщении.

Так, при экспорте в Казахстан безалкогольных напитков акцизный налог отсутствует. Эксперт провел небольшой анализ рынка по безалкогольным напиткам и пришел к выводам: в Казахстан из Узбекистана на сегодня ввезено в 160 раз больше безалкогольных напитков, чем в обратном направлении.

«На сегодня на рынке города Шымкента уже продается продукция восьми узбекистанских компаний с 17 наименованиями напитков (Dena, Hydrolife, „Айс Теа“, „Вкус детства“, Dinay и другие). Более того, на рынке есть давно существующие бренды российских напитков („Сад“, J7, „Сады Придонья“, „Добрый“, „Агуша“), филиалы (Coca-Cola, Fanta, Sprite, Piko, Fuse tea, Pepsi и другие), грузинских („Боржоми“, „Натахтари“), кыргызстанских (Organic, чай Let’s go) компаний. К примеру, по итогам девяти месяцев 2018 года из Узбекистана в Казахстан экспортировано порядка 3,6 миллиона литров минеральной воды и напитков (код ТНВЭД 2201, 2202) на 891,3 тысячи долларов. А в обратную сторону экспорт со всего Казахстана составляет лишь 22,5 тысячи литров на сумму 10,9 тысячи долларов. И данный наплыв импортных напитков ставит под угрозу будущее местных производителей», — считает Бауржан Бердалиев.

Для более подробного анализа рынка безалкогольных напитков Шымкента эксперты Палаты предпринимателей совместно с представителями ТОО «Рауан» в начале 2019 года планируют провести ревизию крупных супермаркетов, базаров и розничных магазинов с целью контроля казахстанских безалкогольных напитков и их проходимости.

При этом оказалось, что от такой конкуренции страдают также производители ковровых изделий фабрики «Бал текстиль» и «Назар текстиль».

При экспорте в Узбекистан ковровых изделий казахстанского производства производители обязаны платить акцизный налог 15% от таможенной стоимости товара с 1 января 2019 года, до этого он составлял 30%. Хоть акциз и снижен на 15%, но это всё равно невыгодно.

Что касается производителей Узбекистана, для них при ввозе ковров в Казахстан акцизный налог, опять-таки, не предусмотрен.

В итоге, по информации эксперта, за девять месяцев 2018 года в Казахстан завезено 1,2 млн кв. м узбекистанских ковров на сумму $4,3 млн, в то время как из Казахстана в Узбекистан экспортировано всего лишь 8 кв. м ковров на сумму всего $50.

«Более того, с 15 декабря 2017 года отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта товаров, за исключением специфических товаров. При этом узбекистанским предприятиям, экспортирующим собственную продукцию, разрешено открывать торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламы с поставкой для них товаров на условиях консигнации», — отмечает Бауржан Бердалиев.

Кроме того, на ценообразование и снижение конкурентоспособности казахстанских товаров по отношению к узбекистанским влияет огромная разница в тарифах на коммунальные услуги, тем более что для юридических лиц они в разы больше, чем для физических.

Так, стоимость кубометра воды в Шымкенте на 11 тенге выше, чем в столице Узбекистана, электроэнергия — на 15 тенге за кВт·ч, а природный газ — почти на 23 тенге.

Туркестанская область и Шымкент являются приграничными регионами, расстояние из Шымкента до Ташкента — всего 120 км. Население Узбекистана — более 30 млн человек, что открывает прекрасный рынок сбыта для казахстанских товаропроизводителей. И также взаимный открытый доступ получили и узбекистанские предприниматели, а через Казахстан — и доступ на рынки России, Китая и других стран.