Компании поделились итогами 2018-го и рассказали, чего достигли, с какими сложностями столкнулись и как их преодолевают.

Zee Box: «О выходе на прибыль пока не приходится думать»

Зилола Атаханова, год назад открывшая кафешоп здорового питания Zee Box, планировала запускать новые точки и организовать доставку в школы, детские сады и частные компании.

Теперь предпринимательница рассказывает, как изменились эти планы, почему не удалось ли выйти на прибыль и выплатить кредит, взятый на запуск бизнеса, с какими проблемами может столкнуться начинающий ресторатор и что изменила бы в своем проекте, будь у нее возможность повернуть время вспять.

Мы работаем всего год, но у нас появились некоторые изменения. Когда мы только открывались, в меню были только блюда, подходящие под определение традиционного здорового питания. В течение года я ввела еще и бургеры, пиццу, сэндвичи и пасту — тоже только из органических продуктов без добавления химических улучшителей вкуса и других вредных добавок.

Это позволило расширить аудиторию — такие блюда нравятся детям и тем, кому сложно отказаться от привычного фастфуда, — но при этом мы не отходим от концепции здорового питания.

Цены в течение года незначительно поднялись, и это связано с повышением стоимости продуктов. Например, в начале года курица стоила 19 тысяч сумов, а потом цена взлетела до 30 тысяч, та же ситуация с говядиной. Чтобы полностью окупить подорожавшие продукты, пришлось бы сильно поднять цены, но мы этого не сделали, так как покупательская способность населения пока не повышается так же быстро, как растут цены на продукты.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вообще я открывала кафе с большим энтузиазмом и желанием приобщить людей к идее здорового питания, но в процессе работы столкнулась со многими сложностями. Качественные ингредиенты стоят очень дорого, но я не могу позволить себе покупать отходное мясо даже для котлет, не добавляю в выпечку маргарин, не использую усилители вкуса.

Чтобы не просто выживать, а быть коммерчески успешными, нам нужно, чтобы средний чек составлял не 30−50 тысяч, как сейчас, а около 200. Но у нашей аудитории нет таких денег, к нам приходят обычные люди.

В это же время процветают небольшие точки фастфуда, продающие лаваш, донар и бургеры. Мой бургер, к примеру, стоит 17 тысяч сумов при себестоимости в 10 тысяч. У них же бургер стоит 7 тысяч, а его себестоимость, наверное, в районе 2 тысяч. Страшно представить, из чего делаются такие блюда, какое там мясо…

Маленькие зарплаты приводят к тому, что люди покупают то, что дешево. Это нездоровая еда, которая в конце концов приведет к болезням всю нашу нацию. Здоровое питание — это дорогое удовольствие во всем мире, но у наших людей нет на это денег.

Также в сфере общепита очень большая текучка — из сотрудников, приступивших к работе год назад, с нами осталась только половина, они уже как семья, остальные приходят и уходят. Уходят и профессионалы, и студенты, приходящие только на летнюю подработку.

Жаль, что в Ташкенте не существует специальной школы для обучения персонала общепита. Если бы люди приходили сразу с документами, подтверждающими их профессионализм и порядочность, было бы меньше ошибок в выборе персонала, краж на рабочем месте, безответственности.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы платим налоги в размере 10% от оборота — я считаю, что это непомерно много, в других сферах зачастую бывает намного меньше. Видимо, считается, что общепит приносит очень много денег, хотя это совсем не так. У меня до сих пор не выплачен кредит на оборудование, который я взяла под большой процент годовых, о выходе на прибыль пока даже не приходится думать.

В течение года несколько раз поднимались цены на коммунальные услуги, сейчас они стоят столько, что на их оплату уходит львиная часть прибыли. При этом цены на коммуналку для ресторанов и кафе намного выше, чем, к примеру, для офисов. Хотя вода, газ и свет те же самые и мы оплачиваем их в полном размере, да еще и делаем предоплату — 2 млн сюда, 3 туда, а возвратить эти деньги они смогут только при закрытии фирмы.

Моей ошибкой при открытии Zee Box было то, что я хотела сделать всё идеально, как это свойственно женщинам: покупала самую красивую мебель, посуду, вложила много денег в ремонт и оборудование. Возможно, для ресторана это было бы правильно, но для небольшого общепита можно было обставить всё намного проще. Мои вложения в эту красоту окупятся еще очень нескоро.

В межсезонье, когда было мало клиентов, нам приходилось очень туго, мы еле выживали. Ресторан или кафе нужно открывать тогда, когда у тебя уже есть бизнес, стабильный доход от которого будет покрывать простой во время межсезонья. Мне повезло, что у меня есть второе любимое занятие — я более 15 лет работаю в ивент-индустрии, занимаюсь организацией торжеств.

Если честно, сейчас у меня просто опускаются руки от огромного количества проблем, с которыми приходится сталкиваться с этим бизнесом.

Было бы намного легче, если бы государство предоставляло какие-то льготы для малого бизнеса в первый год или два, создавало бы условия для женщин-предпринимателей, которые не только заботятся о детях и близких, но и принимают прямое участие в развитии экономики страны.

Chopar Pizza: «Прибыль росла на 5−7% в месяц»

Год назад Пётр Тен, руководивший проектом с 2015-го, почти с момента основания, поделился планами выходить на новые рынки в областях Узбекистана, странах СНГ, а позже — во всем мире.

Теперь о динамике развития компании за год, потерях, приобретениях и новых целях рассказывает директор по маркетингу Ширин Ахунджанова.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В начале этого года с нами перестал работать Пётр Тен, который руководил Chopar с 2015 года. Он поставил этот проект на рельсы, но теперь ему интереснее заниматься новым проектом — это правильно, он очень креативен и имеет большой опыт работы. Это было его добровольное решение, которое никак не сказалось ни на его отношениях с Chopar, ни на нашей динамике, ни на рабочем духе сотрудников.

В целом мы оцениваем динамику года как положительную — это касается не только продаж, но и новых проектов. В феврале мы открыли новый филиал ресторанного формата — Family by Chopar.

Если раньше мы концентрировались исключительно на доставке пиццы, то теперь у нас есть место, куда наши гости могут прийти всей семьей, отдохнуть и попробовать блюда из совершенно другого меню: в этом филиале у нас представлены первые и вторые блюда, десерты, напитки. Ташкентцы восприняли нашу идею хорошо, и скоро мы планируем запуск еще одного филиала такого же формата.

Были и потери: в марте этого года в филиалах Chopar и Les Ailes в Мирзо-Улугбекском районе произошел пожар в результате короткого замыкания. Это, конечно, ударило по бюджету, так как эти филиалы были одними из самых крупных по проходимости.

Главное, что обошлось без пострадавших, к тому же мы почувствовали большую поддержку со стороны бизнес-сообщества, многие предлагали свою помощь, за что мы им очень благодарны. Да, мы потеряли два кафе, но продолжили двигаться вперед.

Позже, проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что эти филиалы, несмотря на свою популярность, были недостаточно вместительными. Поэтому на их месте мы планируем открытие нового филиала Family by Chopar: мы прогнозируем положительную реакцию жителей в районе метро «Буюк ипак йули» на заведение семейного формата, где можно вкусно и весело провести время с семьей.

В октябре мы запустили филиал в новом ТРЦ Compass, при этом открывшийся в конце декабря прошлого года самаркандский филиал Chopar закрылся через полгода работы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конкуренция в этом году, конечно, немного выросла, но новых крупных конкурентов мы пока не видим. С марта о своем выходе на рынок заявляет «Додо Пицца», но пока они не начали работу.

Интересный маркетинговый ход — бесплатную доставку — сделали в Belissimo Pizza, с которыми мы в некотором роде делим рынок. Это был единственный момент, когда мы ощутили реальную конкуренцию, так как мы пока не готовы к такому ходу.

Мы продолжаем развивать собственную службу доставки — за последний год в два раза вырос штат курьеров и расширился парк автомобилей.

Очень значимым для нас событием стал первый в республике Фестиваль пиццы, прошедший в мае и инициированный Chopar Pizza. У этого проекта было две цели:

  • Во-первых, объединение производителей пиццы и популяризация культуры потребления пиццы. Наши маркетинговые исследования показали, что до сих пор многие люди, особенно в областях, либо никогда не пробовали пиццы, либо воспринимают ее как нечто чуждое и при возможности скорее выберут привычное национальное блюдо, нежели пиццу.
  • Во-вторых, создание благоприятной экосистемы для взаимодействия и объединения местных представителей пицца-индустрии с международными поставщиками технологий и оборудования.

Для проведения фестиваля мы не привлекали ивент-агентства, всё делали силами своей команды. Тем не менее фестиваль посетило более 20 тыс. человек. Нас с радостью поддержали Pizzeria Bella Napoli, Belissimo, Stuzico, «Московская пицца», EatMe и другие — наш рынок сейчас такой непаханый край, что мы не воспринимаем друг друга как конкурентов.

После фестиваля мы заметили повышение лояльности клиентов: расширился охват, люди стали писать нам на страницу с просьбами открыть филиалы в тех или иных районах, к тому же мы приобрели много новых партнеров в B2B-секторе. С самого начала мы позиционировали фестиваль как ежегодный и рассчитывали на долгосрочные перспективы, поэтому обязательно проведем его и в следующем году.

В этом году прибыль неуклонно росла на 5−7% ежемесячно — мы связываем это не только с качеством продукции, но и с наличием собственной службы доставки. В последние годы люди стали больше ценить свое время, поэтому чаще предпочитают заказывать готовые блюда на дом, нежели ехать в ресторан или готовить. Увеличилась и покупательная способность нашей целевой аудитории, но вместе с этим выросли и требования к поставщикам продуктов и услуг.

Что касается нововведений в меню, то в этом году у нас появился чоппер (индивидуальный формат пиццы), шоколадная пицца с шоколадной пастой Nutella, пицца Таккино и несколько других новинок. А с января планируется масштабное обновление общего меню — добавится очень много новых блюд и видов пицц.

UzKassa: «За год так и не приступили к серийному производству»

В феврале в MyAirGroup говорили, что готовы начать массовое производство онлайн-контрольно-кассовых машин под брендом UzKassa и намерены участвовать в пилотном проекте по их внедрению в Узбекистане.

Теперь технический специалист Андрей Ко рассказывает, почему этого не случилось и что компания намерена делать дальше.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Тяжело об этом говорить, но за весь 2018 год компания не начала серийное производство. И проблема здесь не в нас.

Наша производственная площадка готова, технологический процесс отработан, переговоры с поставщиками и партнерами завершены. Однако определенные государственные структуры, технофобы во власти, не выполнили задач президента, и основополагающие документы для возможности использования нашей продукции на законных основаниях до сих пор не приняты.

Но мы не перестаем работать, несмотря на колоссальные финансовые затраты и отсутствие желания госорганов слушать инициативы предпринимателей, между прочим, в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.

В этом году мы оптимизировали наши продукты, ввели возможность подключения дополнительных сервисов, усовершенствовали программное обеспечение. Также мы разработали еще несколько параллельных сервисов и программных продуктов, которые запустим в ближайшее время.

Смарт-кассы за счет функциональных возможностей и подключению дополнительных сервисов будут с каждым годом пользоваться всё большим спросом. По аналогии с мобильными телефонами: раньше были кнопочные звонилки, теперь смартфоны. Это логично и правильно, прогресс берет свое.

Мы намеренно на протяжении всего года не меняли стратегию и не переходили на старую технологию (производственные мощности позволяют производить любой продукт). У нас нет цели производить что угодно, лишь бы продавать и зарабатывать. Мы хотим быть среди тех, кто смотрит в будущее.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы не просто производим смарт-устройства, мы разрабатываем глобальную систему автоматизированного контроля за поступлением выручки с передачей налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн.

У нас полностью готово, прошло проверку и всевозможные тесты: аппаратно-программная часть для оператора фискальных данных, программное обеспечение для ГНК для синхронизации данных, программная часть для онлайн-ККМ, модель ведения реестра и программное обеспечение для ведения реестра, процесс регистрации онлайн-ККМ, фискальный накопитель и программная часть к нему, одним словом, проект законченный.

Так как со стороны ГНК нет фидбека на наши предложения и разработки и даже, я бы сказал, какой-то негатив (может быть, там и сидят те самые технофобы), мы приняли решение, что пришло время официального старта продаж.

Сделать это можно только при внесении UzKassa в реестр офлайн-ККМ (Государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию в Узбекистане). Раз ГНК не хочет реализовывать задачу президента по переходу на онлайн-ККМ, мы будем двигать технологический прогресс сами.

За месяц мы привели устройство в соответствие требованиям офлайн-ККМ, но в тоже время сохранили возможности смарт-касс и функционал онлайн. Мы соблюли и прошли все законные процедуры, включая экспертизу и сертификацию, подали документы в ГНК. На мой взгляд, причин для отказа быть не должно. Так что на днях получим ответ и будем готовиться к продажам.

Это позволит возобновить процессы, которые в марте мы остановили из-за непонятных действий регулятора: набор и обучение персонала, создание конструкторского отдела, подготовка полноценного колл-центра и так далее.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

За год мы крайне разочаровались в различных технопарках и инновационных центрах (MyAirGroup — резидент Яшнабадского технопарка — Spot). Идея с их открытием и наделением определенных полномочий очень хорошая. А вот реализация оставляет желать лучшего.

Наши технопарки не имеют полномочий влиять на министерства и ведомства, у них нет реальных возможностей продвигать своих резидентов. В связи с этим и результаты крайне плачевные.

Я знаю, что в технопарках и инновационных центрах работают очень талантливые люди, которые буквально болеют каждым проектом и резидентом. Но помочь резиденту в глобальном масштабе у них не получается, потому что нет механизма поддержки местных разработчиков и производителей на уровне министерств и ведомств.

Президент часто говорит, что Узбекистану нужны инвестиции, и мы готовы привлечь прямые инвестиции в наш проект, а также в сопутствующие и новые проекты, нацеленные на развитие экосистемы онлайн-фискализации. Надеюсь, что руководство ГНК примет меры для ускорения перехода на онлайн-ККМ и пригласит нас к себе для обсуждения.

Очень рассчитываю, что государственные органы выслушают нас и дадут возможность пилотной реализации онлайн-системы. Нам — предпринимателям и разработчикам — важно быть услышанными.