Если Мининфоком приобретет статус независимого регулятора, он сможет не только эффективно осуществлять реформы, провозглашенные руководителем страны, но и политику в сфере развития ИКТ, считает юридический советник Bistox Exchange Айбек Ахмедов. О том, как оптимизировать работу ведомства, эксперт пишет специально для Spot.

Айбек Ахмедов

Юридический советник в Bistox Exchange, арбитр Международного азиатского арбитражного центра (AIAC), оказывает поддержку компаниям, проводящим ICO

Узбекистан должен стать / мог стать / стал IT-хабом Центральной Азии. Особенно эффектно эти слова звучат на фоне недавних заявлений президента Шавката Мирзиеёва о том, что Ташкент должен стать финансовым центром Центральной Азии.

Может ли стать Ташкент финансовым центром, не став IT-хабом? Может быть. Но Ташкенту не стать финансовым центром, если он не будет подготовлен в части информационных технологий.

Информационные технологии — это тот слой, который не только обеспечит Узбекистану лидерство в финансах, но и сделает нашу экономику менее зависимой от сырья, преобразовав ее в экономику, основанную и развивающуюся на знаниях и людях.

Но это в будущем, а сейчас я хотел бы обсудить статус одного из главных рычагов государства, который в идеале должен помочь Узбекистану стать ведущим IT-хабом Центральной Азии, а Ташкенту — финансовым центром, — Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

Не буду подробно останавливаться на истории этого ведомства, лишь добавлю, что оно сделало значительный вклад в развитие информационных технологий в Узбекистане. Но проблемным для этого был и остается интернет — платформа, на которой зиждется вся электронная и скоро уже цифровая экономика.

Без высокоскоростного и доступного интернета в каждом уголке республики все инициативы и проекты государства по развитию информационных технологий не только неэффективны, но и ущербны.

Ведь когда мы строим дом, сначала мы заливаем крепкий фундамент из цемента, будучи уверенными, что кирпичи, положенные на этот фундамент, никогда не обвалятся. Так и с электронной и цифровой экономикой: без интернета они, по сути, концепции, которые останутся на бумаге и будут лежать мертвым грузом.

В этой статье я хотел бы выделить проблемные стороны Мининфокома, которые мешают не только заложить прочный фундамент для развития электронной и цифровой экономики в Узбекистане, но и вообще эффективно работать как органу, ответственному за ИКТ в стране. Также привожу рекомендации по реформированию и улучшению системы Мининфокома, которые я подготовил во время работы в этом министерстве между мартом и августом 2018 года.

Как работают регуляторы мира?

Прежде чем обсуждать проблематику, давайте посмотрим, как работают телекоммуникационные регуляторы мира. Я проанализировал работу 11 регуляторов, в основном англоязычных стран (Австралия, Великобритания, Гонконг, Индия, Ирландия, Канада, Норвегия, Сингапур, США, Тайвань и Южная Африка).

Центральным и общим для всех регуляторов являются телекоммуникации. 72% регуляторов регулируют телекоммуникации и вещание, тогда как 28% регулирует такие секторы, как телевидение, радиокоммуникации, спутниковая связь, кабельное телевидение, информационные коммуникации и медиа.

В США наряду с регулятором существуют еще три ассоциации, которые независимо регулируют такие отрасли, как беспроводная сеть, кабельное телевидение и телекоммуникации, а также ассоциация регуляторов отдельных штатов. В Сингапуре наряду с регулятором есть государственное агентство по технологиям GovTech.

Регуляторы, за исключением некоторых, независимы от правительства и имеют свой бюджет. Факт независимости от правительства декларируется на сайте.

Все регуляторы имеют интерактивные и многофункциональные сайты, которые, помимо декларативной, также имеют утилитарную функцию. Они наполнены полезным контентом, призванным помочь пользователям и участникам сферы телекоммуникаций и смежных сфер.

Большинство регуляторов делают специальный упор на законодательном регулировании. Они выступают не только как регуляторы, но и как законодатели и разработчики стандартов.

Что не так с Мининфокомом?

Отсутствие самостоятельности

Мининфоком не обладает ни самостоятельностью, ни автономностью, вынужден согласовывать каждый свой шаг и различные процедуры с остальными министерствами и ведомствами, которые не имеют необходимых знаний, опыта и компетенций в ИКТ. Это, в свою очередь, ведет к непоследовательным результатам, обесцениванию усилий, затягиванию и невыполнению задач в срок.

Были случаи, когда другие органы власти не согласовывают с Мининфокомом свои действия в части, касающейся ИКТ, что зачастую приводит к проблемам в важнейших проектах государства.

Более того, многие проекты в сфере ИКТ остаются на рассмотрении в подразделениях Мининфокома в связи с необоснованно короткими сроками реализации, спускаемыми из Кабинета Министров. В отношении других проектов не проводится достаточная тщательная работа, что отрицательно сказывается на результатах.

Отсутствие самостоятельности также сказывается в финансах. Мининфоком обязан согласовывать каждую статью расходов, даже мелкую, с финансовым ведомством страны, даже будучи не бюджетным ведомством. Это тоже плохо влияет на своевременное выполнение задач.

Устаревший стиль работы

На мой взгляд, Мининфоком работает как орган власти времен СССР с присущей ему бюрократией, порядками и системой управления. Документооборот, архивация и хранение документов устроены по правилам, установленным еще в советское время. Это также касается расположения и оформления кабинетов в здании и формы общения между сотрудниками.

В большинстве случаев вся работа Мининфокома сводится к тому, что сотрудники управлений и отделов заняты подготовкой ответных писем, документов и НПА, пересылаемых из других ведомств. Работа чересчур забюрократизированна.

Всё осложняется также тем, что на подготовку того или иного документа или проекта отводится очень короткое время. Были случаи, когда задание по подготовке документа приходило уже после окончания срока и сотрудники готовили документ для галочки.

Желая успеть в срок и опасаясь дисциплинарных мер, сотрудники проводят большую часть времени за согласованием документов в отделах и ведомствах. Бывает, что документы касаются сферы ИКТ лишь косвенно.

Всё это отрицательно сказывается на имидже Мининфокоме, так как посетители и гости не видят в нем прогрессивной организации, а наоборот, окунаются в атмосферу бюрократизированного ведомства советского типа.

Двойной документооборот

В Мининфокоме, как бы парадоксально это ни звучало, действует двойная система документооборота — бумажная и электронная. И это в ведомстве, которое ответственно за внедрение электронного документооборота в стране.

Печально, что зачастую предпочтение отдается бумажному документообороту, что приводит к необоснованному расходу бумаги и затягиванию рабочих процессов.

Более того, в большинстве случаев бумажная корреспонденция совмещается с электронной, что приводит к проблемам, особенно в части хранения документов, отправленных в электронной форме, но при этом не отправленных в бумажном виде.

В некоторых случаях не соблюдаются элементарные правила документооборота, что приводит к возврату документов без одобрения или подписания.

Сложная система согласования

Это один из тормозящих факторов работы министерства, да и вообще всей сферы ИКТ. Инициатор документа должен лично проводить согласование с должностным лицом. Если лицо, принимающее решение, не соглашается с вариантом документа, то инициатор вынужден менять документ, распечатывать и снова приносить на согласование.

После этого рассмотрение затягивается из-за большого объема работы, а ответственность за несвоевременную подготовку документа возлагается на инициатора, хотя он, если объективно рассуждать, не виноват в этом.

Повторюсь, это происходит в ведомстве, которое ответственно за внедрение электронного документооборота в стране.

Такое состояние дел также отрицательно влияет на систему согласования документов, особенно НПА, с другими министерствами и ведомствами. Выступая инициатором документа, Мининфоком вынужден согласовать его с другими министерствами и ведомствами, которые не имеют отношения к процессам, которые Мининфоком намеревается регулировать посредством этого документа, чаще всего НПА.

Были случаи, когда другие министерства и ведомства выступали инициаторами НПА, которое относилось к ведению Мининфокома. Также отмечены случаи, когда в Мининфоком присылали на согласование документы или НПА, которые лишь косвенно касались или вообще не касались сферы ИКТ.

Критикуя, предлагай

Мининфоком должен стать независимым регулятором, который подчиняется только президенту и координирует свои действия только с такими органами государственной власти, как Минобороны, МВД, СГБ и Генпрокуратура.

Реформирование структуры

Текущая структура Мининфокома неудовлетворительна. Мининфоком должен работать как корпорация, нежели как государственный орган.

В Норвегии, например, структура регулятора построена так:

  • коммерческий сектор (регулирование почтовых услуг, регулирование рынка, выделение номеров);
  • технический сектор (частоты, авторизация, интернет, оборудование, импорт и продажи);
  • сектор досуга (радиовещание, мониторинг частот);
  • сектор потребителей (работа с жалобами потребителей, отношения с потребителями).

В Канаде устроено немного по-другому:

  • телефонная связь;
  • интернет;
  • ТВ и радио;
  • бизнес.

В Австралии — шире:

  • радиоспектр;
  • вещание;
  • телекоммуникации;
  • интернет;
  • поставщики услуг;
  • маркетеры.

Учитывая специфику нашей страны, предлагают следующие функции для Мининфокома:

  • регуляторная (лицензирование, выдача разрешений в сфере ИКТ, разрешение споров между субъектами ИКТ, применение санкций к субъектам ИКТ, привлечение к ответственности к субъектам ИКТ);
  • надзорная (телефонная связь, мобильная связь, радиосвязь, интернет);
  • образовательная (исследования в сфере ИКТ, разработка стратегии развития ИКТ, преподавание ИКТ в системе общего и высшего образования, получение грантов на изучение и развитие стратегических направлений в сфере ИКТ, продвижение системы дистанционного образования в сфере ИКТ);
  • инвестиционная (привлечение инвестиций в сфере ИКТ, поощрение приватизации субъектов ИКТ, включая сотовых операторов, поощрение конкуренции в сфере ИКТ, консультирование инвесторов в сфере ИКТ);
  • административная (административно-хозяйственное управление, развитие персонала и подготовка кадров, финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление территориальными управлениями, аналитика и документооборот).

При этом каждый заместитель министра должен отвечать за отдельную функцию.

Обязанности

На Мининфоком должны быть возложены новые обязанности, которые следует закрепить в рамочном законе об ИКТ.

  • В первую очередь это главная и стратегическая обязанность — обеспечение доступности коммуникационных сетей для всего населения страны, включая труднодоступные районы.
  • Во-вторых, Мининфоком должен популяризировать ИКТ среди населения, а также организовывать дистанционное образование в труднодоступных районах страны.
  • В-третьих, на Мининфоком должна быть возложена обязанность по установлению прозрачных и справедливых стандартов для субъектов ИКТ (включая открытое регулирование стандартов и допуск субъектов ИКТ к их разработке и принятию).
  • В-четвертых, Мининфоком должен постоянно обновлять нормы в сфере ИКТ (либерализация норм, упрощение лицензирования и выдачи разрешений, снятие бюрократических препон).

Оптимизация работы подразделений

В Мининфокоме работают специалисты узкой направленности, они не должны заниматься бумажной волокитой. Вместо этого предлагаю внедрить искусственный интеллект в работу подразделений.

Искусственный интеллект поможет правильного распределять задачи, а также автоматизировать выполнение рутинных задач. Всё это сэкономит время и ресурсы, и работники смогут заниматься только первоочередными задачами.

Автоматизация процессов позволит поднять авторитет Мининфокома как самого передового министерства в Узбекистане.

Что еще целесообразно сделать для оптимизации:

  • внедрить систему распознавания документов по ключевым словам и позволить ей распределять документы по соответствующим отделам;
  • внедрить электронную систему регламентации документов, согласно которой Мининфоком будет принимать только те документы, которые относятся к его профильной деятельности;
  • внедрить систему разработки автоматических ответов, когда документ приходит в Мининфоком для сведения и принятия к работе;
  • обязать сотрудников Мининфоком отчитываться по своей работе только в электронной форме.

Улучшение стиля работы

Мининфоком должен иметь свой особый стиль работы. Это должно отражаться во всем: в одежде, в общении, в переписке, оформлении помещений и т. п. Ведь этот орган олицетворяет прогресс в стране и должен быть на шаг впереди других государственных органов.

Чтобы улучшить стиль работы, целесообразно:

  • ввести либеральный дресс-код для сотрудников и обязывать их одеваться официально только на официальные встречи и совещания;
  • установить единые стандарты переписки, более гибкие и либерализованные;
  • внедрить систему «открытого офиса» в Мининфокоме и каждый отдел снабдить отдельным монитором для отображения задачи и порядкового номера задачи.

Реформа системы согласования документов

Необходимо полностью ликвидировать бумажный документооборот и усовершенствовать электронный документооборот. Система документооборота E-ijro имеет свои изъяны и не может служить инструментом эффективного согласования документов в Мининфокоме.

Необходимо создать программу, которая позволит быстро и эффективно согласовывать документы, не отнимая при этом времени ни у инициатора, и ни у согласующих лиц.

При внешнем согласовании документов будет целесообразно:

  • разрешить Мининфокому разрабатывать НПА без согласования с другими министерствами или ведомствами, когда предмет этого документа не касается их сферы деятельности;
  • предоставить право Мининфокому согласовать только те НПА, которые непосредственно касаются сферы ИКТ;
  • полностью перевести систему нормотворчества в электронный формат как внутри Мининфокома, так и с другими министерствами.

Заключение

Несмотря на свой передовой статус, Мининфоком — один из наиболее забюрократизированных органов власти, в котором система работы и система согласования основаны на устаревших моделях управления.

Орган, который отвечает за внедрение информационных технологий в управление государства, предполагает отсутствие бюрократии. Бюрократия только вредит авторитету Мининфокома.

Мининфоком не должен считаться традиционным органом государства в классическом понимании, а больше действовать как корпорация, которая объединяет IT-специалистов страны под своим крылом.

Если Мининфоком приобретет статус независимого регулятора, он сможет не только эффективно осуществлять реформы, провозглашенные руководителем страны, но и правильно и эффективно осуществлять политику в сфере развития ИКТ.

На Мининфоком возлагается регулирование важнейшего аспекта государственной жизни — связи, которая издавна является стратегической отраслью.

Без связи не может быть ни эффективного управления, ни жизнеспособного государства, так как именно связь, будучи соединяющим звеном, дает возможность эффективно передать волеизъявление государства человеку.

По этой причине связью должен отдельно и независимо заниматься автономный орган, который сам определяет стандарты и требования к качеству и количеству систем связи.

Ранее Айбек Ахмедов специально для Spot писал о том, почему в Узбекистане нужно менять законы об ИКТ.

Мнение автора может не отражать мнение редакции.