25 января в Ташкенте прошла пресс-конференция Узбекского агентства по печати и информации на тему «Концепция совершенствования налоговой политики и возможности экономической эффективности».

Одним из обсуждаемых вопросов стали пустые полки в ведущих супермаркетах, которые наблюдались в первые две недели нового года и иногда встречаются по сей день.

На вопрос, почему так получилось и с чем это связано, начальник казначейства — заместитель министра финансов Дильшод Султанов ответил:

«По-моему, не могу точно утверждать, импортные товары тоже исчезли [с полок супермаркетов]. Оставим в стороне продукцию, произведенную в Узбекистане — если ее дефицит может быть связан с НДС, импортные товары ведь облагались при прохождении таможенной границы. Если в цене товара был НДС, сейчас его цена должна была снизиться. Например, я завозил порошок за $1. После оплаты НДС его стоимость повышается до $1,20. Сверху еще ставил свою наценку в 20% и с этой суммы нужно было платить 5% налога. Если сдавать этот товар ритейлерам, его стоимость должна была быть $1,40. Если посмотреть на расчеты, должно было быть так. Но импортные товары тоже исчезли. Естественно, задаетесь вопросом, в чем причина. Причина в том, что импорта не было. У них [этих товаров] нет документов, поэтому они не поступают в продажу. Возникает вопрос, откуда поступил этот товар. Сейчас, когда ввели НДС, все будут спрашивать счет-фактуру. А если этой счет-фактуры нет, тогда откуда взят товар?», — сказал Султанов.

Замминистра также подробно остановился на вопросе с местными поставщиками, отметив, что «здесь проблемы нет»:

«Если посмотреть на наценку, вы испугаетесь. Я общался с производителями молока, сыра, творога, рекламными агентствами. Если иностранцы увидят их наценки, миллионами инвестиции вложат сюда. В торговле — 20%, у производителей — 17%. Нужно же совесть иметь», — сказал Султанов.

Он также отметил, что, конечно, рынок тянет такие цены и заметил, что есть люди, которые и за 8000 сумов покупают молоко, когда его себестоимость — 2700, максимум 3000 сумов:

«Между 3000 и 8000 большая разница. Я не говорю, что это плохо. Пусть всем это будет во благо. Я не говорю, что эти предприниматели плохие. Если есть такой спрос, будут продавать и по 8000 сумов, по 20 000 сумов. Но если нет спроса, нужно прибыль снижать. Не все предприниматели должны за один год покупать дом, женить сына», — отметил Султанов.

Он также отметил, что в ведомстве провели расчеты в нескольких предприятиях и заметил, что, конечно, прибыль немного снизится, но это будет соответствовать рыночной экономике:

«Хочу сказать, что товар, который стоит 5000, не должен стоить 9000. Так не должно быть. Я же говорю, молоко, которое стоит 3000, становится [в супермаркете] 8000. Конечно, есть упаковка, пастеризация. Но цена не должна в 2,5 раза от этого вырасти», — заметил Султанов.

Объясняется все это, по его словам, тем, что предприниматели хотят окупить оборудование за один или два года. Причем это оборудование, которое стоит $100 млн, еще прослужит 10 лет, к тому же его можно покупать поэтапно:

«Мы должны научиться правильно планировать. Поэтому сейчас рабочие группы работают с предпринимателями. Конечно, пока рынок тянет, цены будут расти, но если рынок не тянет, нужно снижать цену. По многим товарам обнулили таможенные ставки, чтобы компании были конкурентоспособными. Например, текстильную отрасль столько поддерживали, теперь текстиль должен быть конкурентноспособен. На рынке есть вся продукция местного производства — майки, платья, носки и другое», — сказал Султанов.

Чтобы внести ясность в вопрос, Spot обратился за комментарием к основателю korzinka.uz Зафару Хашимову:

Зафар Хашимов

Основатель сети супермаркетов korzinka.uz

Требование иметь счет-фактуру на импортные и местные товары всегда было актуальным, и раньше, и сейчас.

Поэтому объяснять перерывы в поставках тем, что счета-фактуры надо иметь сейчас, а раньше такого требования не было, не верно.

По правилам розничной торговли при получении любых товаров, будь они импортного или местного производства, всегда требовалось сопровождение товара счетом-фактурой и сертификатом, с подробным описанием каждой позиции.

Дополнительно, в случае с импортным товаром, на каждую позицию представлялась копия таможенной декларации. В плане оформления и контроля продвижения товаров розничная торговля в Узбекистане была и остается самой зарегулированной.

Дополнительная строка в счет-фактуре с суммой НДС ничего существенного не меняет в этих правилах. В этих требованиях ничего не изменилось.

Что касается наблюдавшихся с начала года перерывов поставок, как руководитель одной из ведущих розничных сетей могу сказать, что краткосрочное отсутствие как местных, так и импортных товаров было вызвано тем, что подавляющее большинство наших поставщиков товаров, в том числе и импортных товаров, были торговые и производственные предприятия, ранее оплачивавшие ЕНП. С переходом на НДС всем пришлось пересчитывать свои себестоимости, переоформлять свои документы, вводя новые форматы, перенастраивать свои информационные, учетные и бухгалтерские системы, перезаключать договора с учетом новых требований по указанию НДС и так далее.

Это заняло немного времени, но сейчас с удовлетворением готов отметить, что полки вновь наполнены товарами, как местными, так и импортными, что подтверждает мои слова.

Как розничная сеть мы сами импортируем не более 3% всего своего ассортимента. По этим товарам не было никаких прерываний в поставке и с полок они не исчезали.

Уверен, этих перерывов можно было избежать, если бы предприятия страны узнали о деталях вводимых изменений чуть раньше, чем последние дни прошедшего года.