Каждая развитая страна проходила через этап, когда заградительными мерами поддерживала внутреннего производителя. Ведущие экономики мира росли и вставали на ноги благодаря крупным монополиям, сказали представители «Узавтосаноат» на пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций.

«Если посмотреть на историю любой развитой страны, будь то Япония, Южная Корея, мы видим, что все они росли вслед за сильными компаниями-монополиями. Я не утверждаю, что монополия — это хорошо или плохо. Хочу лишь сказать, что любое сильное государства в период роста экономики проходило через такой этап», — сказал и. о. заместителя председателя правления по технической политике и локализации Азизбек Шукуров.

По его словам, в последнее время появились экономические исследовательские центры, которые преподносят «кусочки информации» о становлении экономик в развитых странах.

Глобализация и интеграция в мировую экономику являются важными процессами, но нужно быть осторожными в вопросах снижения таможенных пошлин на автомобили с точки зрения интересов государства и народа, отметил Шукуров.

«Нужно понимать одно: страна хочет быть сырьевой или развитой. Эти понятия не совпадают. Если снизить пошлины, конечно, в страну войдут такие гиганты, как Volkswagen, который производит 10 млн авто в год. А мы выпускаем 200−250 тыс. автомобилей. У кого будет круче продукт, лучше себестоимость?» — задался вопросом представитель компании.

В пример он привел завод по производству литий-ионных аккумуляторов Gigafactory компании Tesla. Между губернаторами шести штатов США развернулась настоящая борьба на фоне объявления Илона Маска о строительстве завода. Выиграл штат Невада, потому что предоставил компании налоговые льготы на $1,4 млрд.

«И это произошло в США, которые лоббируют свободную торговлю. Нужно быть очень осторожными [при снижении таможенных пошлин] в том плане, что своих производителей всегда нужно защищать», — считает зампред «Узавтосаноат».

Начальник управления стратегического развития «Узавтосаноат» Рустам Кадиров призвал не смешивать понятия «протекционизм» и «монополия»:

"В последнее время появились гуру экономики, которые призывают ликвидировать монополию и установить нулевые таможенные ставки. Протекционизм и монополия — разные вещи. Высокие таможенные ставки установлены для поддержки развития внутреннего производства", — отметил он.

В качестве примера он назвал автопром Украины, который 10 лет назад выпускал 400 тыс. автомобилей ежегодно. После вступления в ВТО страна не приняла меры по защите внутреннего производства, что привело к тому, что страна теперь превратилась в «большую свалку б/у автомобилей», отметили представители автопрома.

Кадиров также назвал высказывания экспертов в отношении монополии узбекского автопрома популизмом. По его мнению, в протекционизме, при правильном и взвешенном его применении, нет ничего плохого:

«В любой развитой стране протекционизм был. Когда местные производители доходили до уровня, когда могут крепко стоять на ногах, тогда таможенные барьеры снимались. В Южной Корее в 1956 году таможенные тарифы на автомобили доходили до 200−300%, снизили их только в 2002 году», — подчеркнул Рустам Кадиров.

По мнению представителя компании, в каждой стране самыми популярными являются автомобили местного производства:

«Если так не происходит, значит, в их экономике что-то идет не так. В Турции, например, только турецкие автомобили. Да, марки могут быть разные — Peugeot, Fiat, но произведены они все в Турции. В Узбекистане так же. В стране всегда будет больше автомобилей нашего производства. Если нет, значит, экономика движется в неправильном направлении», — подытожил Рустам Кадиров.