Высокие расходы на инфраструктуру, улучшение инвестиционного климата, увеличение экспорта и рост в сельском хозяйстве поддержали экономический рост Узбекистана, однако остаются риски, связанные с постоянной кредитной экспансией, ускоряющейся инфляцией и увеличением дефицита текущего платежного баланса, согласно новому отчету Азиатского банка развития (АБР).

В Обзоре развития Азии 2019 организация прогнозирует рост внутреннего валового продукта в Узбекистане на 5,2% в 2019 году и 5,5% в 2020 году после 5,1% в 2018 году:

«Правительство на пути к достижению своей цели трансформации страны в развитую рыночную экономику. Полномасштабные реформы позволят создать благоприятный климат для развития в стране бизнеса, сократить неравенство, повысить производительность и достичь долгосрочного устойчивого роста», — сказала Синди Малвичини, директор постоянного представительства АБР в Узбекистане.

Продолжительный эффект валютной либерализации вместе с повышением цен на коммунальные услуги, либерализацией цен на хлеб, повышением заработной платы и пенсий и стремительным ростом кредитования ускорили темпы инфляции.

Средний уровень инфляции вырос с 13,7% в 2017 году до 17,9% в 2018 году, несмотря на стабильность обменного курса, жесткую монетарную политику и отмену таможенных пошлин на ввоз базовых продуктов питания.

Инвестиции, как ожидается, останутся основным двигателем роста экономики в 2019 году, таким образом, отражая дальнейшее улучшение инвестиционного климата и реализации инвестиционных программ по модернизации производства, горно-добывающей промышленности, выработки электроэнергии, транспорта и жилищного строительства.

Инфляция, экспорт и импорт, внешний долг

Прогнозируется снижение инфляции до 16% в 2019 году и далее до 14% в 2020 году, по мере того, как рост кредитования в рамках государственных программ замедлится и дальнейшая оптимизация таможенных процедур облегчит импорт.

Инфляционное давление сохранится вследствие роста цен на энергоносители в ноябре 2018 года, дальнейшего планируемого роста цен на электроэнергию и природный газ в июне 2019 года, последующей корректировки заработной платы и пенсий и пересмотра таможенных пошлин на импорт в сторону повышения.

Ожидается, что дефицит текущего платежного баланса останется высоким, на уровне 7% от ВВП в 2019 году, и немного сократится до 6,5% в 2020 году.

Прогнозируется рост экспорта товаров на 10% в 2019 году и на 12% в 2020 году, отражая рост цены на золото, стабильный спрос на природный газ со стороны Китая, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию и соседние страны и дальнейшую переработку хлопка в текстильную продукцию.

Прогнозируется рост импорта товаров на 25% в 2019 году и на 20% в 2020 году, поскольку спрос на инфраструктурные проекты и продолжение модернизации промышленности увеличит импорт для этих секторов. Внешние заимствования для государственных программ развития, по прогнозам, увеличат внешний долг до 35% от ВВП в 2019 и 2020 годах.

Ирригация

В отчете предлагается приоритизировать реформы в сфере ирригации, где имеют место проблемы деградации земель и нехватки воды.

Правительству рекомендуется разработать долгосрочную секторную стратегию, которая учитывает вопросы адаптации и уменьшения последствий изменения климата, доступа фермеров к услугам и финансированию и обеспечения права пользования землей.

Кроме того, Узбекистан должен продвигать трансграничное управление водными ресурсами и устойчивости климата через сотрудничество с соседними странами, считают в организации.

С момента вступления в АБР в 1995 году Узбекистан получил 70 займов на общую сумму $7,4 млрд, включая два займа частного сектора на общую сумму $225 млн. АБР также предоставил $6 млн в виде вложений в акционерный капитал, $218 млн в виде гарантий и $87,3 в виде грантов технического содействия. В 2018 году АБР подписал пять займов на общую сумму $1,1 млрд для повышения энергоэффективности, улучшения услуг первичного здравоохранения, доступа к финансам для фермеров и производителей плодоовощной продукции, доступа к питьевой воде в западной части Узбекистана и экономического управления в стране.