Автомобили Ravon, которые в мае прошлого года исчезли с российского рынка, могут на него вернуться, делают вывод российские СМИ. В частности, про это написали «Российская газета», «Автостат», «За рулем» и другие.
Поводом стала новость о том, что GM Uzbekistan начал экспорт автомобилей в Беларусь, а до этого отправил партию в Казахстан, Таджикистан и Афганистан. Кроме того, в Костанае организована крупноузловая сборка модели R3.
«Таким образом официальных сообщений о возобновлении экспорта Ravon в Россию пока нет. Но это следует из всей логики событий. Кроме того, в марте московское представительство узбекского бренда получило новое одобрение типа транспортного средства на хэтчбек Ravon R2. Этот факт также дает основания предполагать, что модель, как и вся марка, вернется на наш рынок», — полагают в «Российской газете».
Интерес к теме легко объясняется тем, что на протяжении десятилетий автомобили из Узбекистана были одними из самых доступных в России.
В июне 2018 года, к примеру, Ravon R2 (Chevrolet Spark) был самой дешевой иномаркой в России со стартовой ценой в 439 тыс. рублей ($6,9 тыс.). Вторым шел седан Ravon Nexia — от 449 тыс. рублей ($7,1 тыс.) за базовую версию с 1,5-литровым бензиновым мотором.
Благодаря этому GM Uzbekistan продавала в России от 1,5 тыс. автомобилей в месяц и больше, но всё закончилось после июня 2018 года, когда президент раскритиковал автопром:
«Автомобили на протяжении нескольких лет продаются за границу по цене ниже себестоимости. В свою очередь, не были предприняты эффективные действия по снижению самой себестоимости», — стало известно тогда.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, май стал последним месяцем 2018 года, когда на первичном рынке были проданы автомобили Ravon. Начиная с июня их нет в продаже, хотя спрос остается высоким.
Тогда стало известно, что причины как минимум две — пересмотр цен для российского рынка и существенное изменение бизнес-модели компании:
«Пересмотр цен связан с изменением курсов национальных валют России и Узбекистана и повышением ставок утилизационного сбора в РФ. Изменение бизнес-модели сопутствовало ребрендингу и запуску обновленной линейки моделей и продолжается вместе с развитием бренда Ravon, проектами по запуску новинок для российского рынка и расширением дилерской сети», — сообщили в Ravon Motors Rus/GM Uzbekistan.
В сентябре 2018 года глава «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков в интервью «Газете.uz» сообщал, что экспорт (легковых автомобилей Ravon производства GM Uzbekistan в Россию — ред.) приостановили, потому что он был убыточным.
В ноябре 2018 года в автосалонах Казахстана начали появляться автомобили Ravon, которые резко выросли в цене. Если в октябре на сайте Ravon в Казахстане отсутствовали цены, то в первых числах ноября в продаже появилась Nexia Ravon 3 по цене от 4,5 млн тенге (около $12 тыс.). Для сравнения: в мае, до прекращения продаж, эта модель стоила от 2,8 млн тенге (около $7,5 тыс). На момент этой статьи цены с сайта полностью пропали.
Разница практически в $5 тыс. тогда привела к возмущению в социальных сетях. Так, в частности, жители Казахстана и России отмечают, что одним из главных преимуществ Ravon всегда была низкая цена, чего теперь нет. Администрация же отвечала, что такова новая политика компании.
В декабре 2018 года в «Узавтосаноат» подтвердили, что возобновили экспорт автомобилей по новым ценам:
«„Узавтосаноат“ отправил одну партию автомобилей с целью изучения конъюнктуры зарубежных рынков. Для нас важно знать, как наши потенциальные клиенты отреагируют на ценовой фактор», — отмечал заместитель председателя правления «Узавтосаноат» по развитию и маркетингу Умиджан Салимов.
В начале февраля 2019 года в компании сообщили, что в 2018 году объем экспорта автомобилей и запчастей составил $25,5 млн. В 2019 году этот показатель планируется довести до $118,6 млн.
Там же было сообщено, что в прошлом году компания смогла локализовать более 100 компонентов, что увеличило локализацию на 3%. В результате годовой импорт сократился на $14,6 млн. В 2019 году планируется локализовать более 240 наименований, за счет чего ежегодный импорт будет сокращен на $17 млн.
Пока что же доля Ravon на российском рынке упала до 0% и продолжает оставаться на этой отметке, так как период отсутствия автомобилей на первичном рынке составил уже 10 месяцев — в марте 2019 года снова не было продано ни одного автомобиля.
Несмотря на ожидания, российские СМИ полагают, что автомобили из Узбекистана больше не будут самыми дешевыми на рынке. Это отчасти подтверждают и тот факт, что президент раскритиковал продажи по цене ниже себестоимости, и новая политика компании в Казахстане, о которой шла речь выше.
GM Uzbekistan оказалась в сложной ситуации — с одной стороны, надо увеличивать экспорт и возвращать рынки, но с другой, продавать, как раньше, ниже себестоимости уже нельзя.
В Automotive Logistics полагают, что компания выйдет из этой ситуации через Казахстан. Речь идет об экспорте Nexia R3 для крупноузловой сборки на завод «СариаркаАвтоПром» в Костанае и готовых моделях R4 в «Равон Моторс Қозоғистон».
Ожидается, что продажи в Россию через Казахстан позволят сократить расходы на логистику и обойти высокие экспортные пошлины на автомобили, завозимые в ЕАЭС (куда входят Россия и Казахстан, но не Узбекистан). Это, в свою очередь, позволит достичь поставленных целей по объему экспорта и снизить цены для конкуренции на российском рынке.