8 апреля на Неделе маркетинга и рекламы Adweek выступил Андрей Себрант — директор по стратегическому маркетингу «Яндекса», кандидат физико-математических наук, главный редактор интернет-журнала «Интернет-маркетинг», автор популярного Telegram-канала о технологическом будущем TechSparks.

Физик-экспериментатор по образованию, Андрей Себрант был одним из первых деятелей Рунета и, можно сказать, стоял у его истоков. Начал пользоваться интернетом в 1988 году и активно занимался международными образовательными интернет-проектами, редактировал, проектировал и продвигал множество онлайн-порталов.

Себрант — автор более 60 научных работ и эксперт по интерактивному маркетингу — читает лекции на эту тему в вузах и бизнес-школах и регулярно выступает на профильных конференциях.

На Adweek спикер говорил об особенностях коммуникации с потребителями высокотехнологичных продуктов и объяснил, как предприниматели и рядовые пользователи могут использовать их уже сегодня.

В эксклюзивном интервью Spot Андрей Себрант рассказал, что нужно стране для развития высоких технологий, как алгоритмы «Яндекса» работают в наукоемких областях и почему будущее — за машинным интеллектом.

Внедрять технологии или нет, решает бизнес

Технологии будущего уже здесь, рядом с нами. И в ближайшие несколько лет они будут продолжать постепенно интегрироваться в повседневную жизнь.

К примеру, все мы давно пользуемся поиском в интернете, а теперь постепенно к нему прибавляются и новые функции. Допустим, вы можете сфотографировать понравившуюся сумку у девушки на улице, загрузить фото в «Алису», а она мгновенно предложит вам купить сумку такой же модели в интернет-магазине (эта функция доступна в странах, где работает «Яндекс.Маркет»).



Фото: Евгений Сорочин / Spot

Это супервысокие технологии, о которых раньше мы не могли и мечтать. Нам нужно учиться это использовать не только в личной жизни, но и в бизнесе.

Еще один пример — это поисковые технологии «Яндекса», которые могут с большой долей вероятности определить возраст пользователя всего лишь на основании его активности. Даже если человек не указал дату рождения в профиле, «Яндекс» может предположить, к какой возрастной категории он относится, и показать ему соответствующую рекламу.

И это тоже высокие технологии, и они уже доступны в Узбекистане. Только от предпринимателей зависит, внедрять их в бизнес или нет.

Единственные нужные условия для развития высоких технологий в стране — это наличие интернета, в том числе и мобильного, и доступ к компьютерам. Как только люди начинают пользоваться всем этим, происходит стремительный прогресс.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Яркий пример — Китай, где уровень пользования населением мобильным интернетом вырос с нуля до 50% всего за три года. Я сам наблюдал, как китайские бабушки на обочине дороги и даже нищие держат перед собой QR-код для пожертвований.

Технически в Узбекистане уже есть всё для пользования высокими технологиями, в остальном же всё зависит от предприимчивости бизнеса и государственных служб. Если нет предпринимательского настроения, любые инструменты останутся невостребованными.

Машинный интеллект — универсальный помощник

Будущее за машинным интеллектом, который уже научился не просто видеть, но и различать объекты, не просто слышать, но и понимать смысл речи. Это универсальный инструмент, который будет работать в медицине, в промышленности, в юриспруденции. Уже не осталось области человеческой деятельности, где искусственный интеллект не помогал бы человеку.

Высокие технологии активно используются в науке. Алгоритм машинного обучения MatrixNet от «Яндекса», к примеру, помог ученым, работающим на Большом адронном коллайдере (БАК).


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Во время работы БАК заряженные частицы сталкиваются друг с другом, и каждое такое столкновение регистрируется. Ученые ищут отклонения от стандартного процесса ударения частиц друг об друга — так, например, был открыт бозон Хиггса.

Ученые получают в день миллиарды сигналов столкновения частиц, но большинство из них ничего нового науке не дает. Поэтому перед ними стоит огромная проблема фильтрации того, что науке давно известно, от того, что действительно содержит в себе новую информацию.

Пока эту фильтрацию делали старыми способами, процесс шел очень медленно: ученые работали с информацией, которая была получена год назад, им приходилось разгребать огромное количество ничего не значащих данных, чтобы найти ценную информацию.

А потом оказалось, что всё в мире связано: математика, на которой построены наши алгоритмы машинного обучения MatrixNet, позволила найти среди миллиардов случаев столкновения частиц новые варианты — точно так же, как она помогает найти среди миллиардов документов в сети именно тот, который поисковая система должна выдать на запрос пользователя.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как физик я очень давно понял, что математика универсальна, она описывает совершенно разные вещи в нашем мире. Поэтому подобные алгоритмы могут использоваться в совершенно разных областях.

Таким же образом мы когда-то помогали ребятам, которые занимаются нефтеразведкой и геофизикой — те же алгоритмы, которые ищут нужные страницы в вебе, могут искать рудные месторождения по заданным признакам.

На самом деле какой-то грани между высокими технологиями и обычными не существует. Можно сказать, что высокие технологии — это те, которыми еще не пользуются повсеместно.

Недавно смартфоны тоже считались таковыми, но прошло время — и они считаются чем-то обычным. Сейчас необычные, даже магические на первый взгляд технологии всего за два-три года переходят в разряд обыкновенных.