Агентство по управлению государственными активами разработало проект постановления президента, который содержит стратегию владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019−2021 годы.

В проекте говорится, что государство владеет долями в компаниях в интересах широкой общественности. Такие предприятия обеспечивают далеко не маловажную часть ВВП, уровень занятости и рыночной капитализации и их важная роль сохранится в ближайшем будущем.

Соответственно, надлежащее управление в таких компаниях, включая обеспечение эффективной, прозрачной и ответственной деятельности, играет важную роль в обеспечении их положительного вклада в экономическое развитие Узбекистана и росту их конкурентоспособности.

Проведенный анализ показал наличие ряда системных проблем в управлении государственными активами, препятствующих эффективной организации деятельности государственных предприятий:

  • нет гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;
  • нет системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность;
  • избыточное количество предприятий с государственным участием, в том числе в сферах, где эффективно функционирует частный сектор, в результате чего нарушаются принципы справедливой конкуренции;
  • отсутствие цели участия государства в экономике, определяющее обоснование владения предприятиями с государственным участием;
  • выполнение несвойственных функций и владение непрофильными активами приводит к повышению затрат и себестоимости продукции и услуг предприятий с государственным участием, и как следствие, вынуждает вести убыточную деятельность и снижает их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
  • недостаточная эффективность управления государственными активами, приводящая к неудовлетворительным результатам их финансово-хозяйственной деятельности;
  • низкий уровень достаточности оборотных средств и зависимость от государственных фондов, а также рост кредиторской задолженности, в том числе задолженности перед бюджетом по налогам;
  • недостаточный уровень корпоративного управления предприятий с государственным участием;
  • недостаточная мотивация и ответственность органов управления, включая наблюдательный совет и органы контроля предприятий с государственным участием;
  • низкая производительность труда, отсутствие системного подхода к научно-техническому развитию предприятий и их отраслей в целом;
  • неудовлетворительное отношение к увеличению человеческого капитала путем внедрения прозрачного механизма подбора и карьерного роста профессиональных кадров в системе предприятий и отраслей, где есть участие государства;
  • отсутствие базовых навыков в привлечении партнеров для разделения коммерческих рисков при освоении новых рынков сбыта, в том числе внешних;
  • отсутствие стратегий по обеспечению долгосрочного конкурентного преимущества продукций и услуг предприятий;
  • сильная сегментированность кредитной политики коммерческих банков с государственной долей в результате выдачи ими директивных кредитов, которые в основном направлены на финансирование проектов государственных предприятий.

Сохраняющиеся недостатки государственного управления продолжают оставаться одними из главных факторов низкого доверия к государственным институтам и продолжают негативно влиять на инвестиционный и деловой климат.

Как это исправить

Предлагается:

  • внедрить критерии оценки деятельности Агентства по управлению государственными активами, включающие увеличение общей стоимости портфеля предприятий в среднем на 5% ежегодно в реальном выражении (с вычетом инфляции), обеспечение выполнения планов по приватизации и другое;
  • разделить функции собственника и регулятора, отменить практику включения в составы органов управления предприятий с государственным участием лиц, работающих в контролирующих предприятие органах;
  • внедрить рыночный механизм выплаты вознаграждения членам органов управления и контроля предприятий с государственным участием, установить квалификационные требования к руководителям, создать службы комплаенса и комитетов по рискам;
  • внедрять IT — поэтапный переход к системе CRM, переход на продажу услуг и товаров онлайн, поэтапно внедрить организационную стратегию интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами (ERP);
  • внедрять правила корпоративного управления, бенчмаркинга, перейти на детальное краткосрочное (1 год) и долгосрочное (5 лет) бизнес-планирование, внедрить принцип «четырех глаз» и регулирование сделок с конфликтом интересов;
  • перейти на публикацию финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, внедрить ежеквартальный отчет о балансовых обязательствах;
  • сократить бюджетные субсидии и льготный доступ к банковскому финансированию для предприятий с государственным участием;
  • и многое другое.

Что должно быть в итоге

Ключевые показатели стратегии к 2022 году:

  1. Уменьшение количества предприятий с государственным участием на 50%.
  2. Сокращение непрофильных активов предприятий с государственным участием на 50%.
  3. Увеличение стоимости портфеля предприятий в среднем на 5% ежегодно в реальном выражении (с вычетом инфляции).
  4. Увеличение в два раза поступлений в Государственный бюджет в виде дивидендов.
  5. Привлечение не менее 50 иностранных менеджеров в органы управления предприятий с государственным участием.
  6. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности во всех акционерных обществах с долей государства.
  7. Завершение реформы всех крупных предприятий с государственным участием.
  8. Внедрение ERP на 100 предприятиях с государственным участием.
  9. Проведение IPO (SPO) не менее 20 предприятий с государственным участием.
  10. Выпуск облигаций не менее 50 предприятиями с государственным участием.

Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 21 мая.