Инвестиционные перспективы Узбекистана в свете последних изменений в стране значительно расширились, считают эксперты компании BCG.

В новом отчете «Узбекистан: окно возможностей» (есть у Spot) авторы анализируют возможности для инвестиций и предлагают ряд шагов, которые помогут инвесторам выстроить успешную стратегию и добиться устойчивых результатов.

Инвестиционный потенциал Узбекистана на период следующих десяти лет достигает $65 млрд, из которых на несырьевые отрасли приходится до $20 млрд.

«Если скорость изменений и готовность к изменениям останутся столь же высокими, как в предыдущие два года, страна сможет предложить инвесторам интересные возможности для долгосрочных вложений», — сказал Рза Нуриев, партнер и управляющий директор, глава BCG в Центрально-Азиатском и Каспийском регионах.

Традиционные для страны отрасли, такие как нефтегазовая и горнодобывающая, сельское хозяйство и текстильное производство, уже занимают устойчивые позиции, но их инвестиционный потенциал еще не в полной мере реализован.

В то же время такие мировые тенденции как цифровая трансформация, рост доходов населения, а также текущая демографическая траектория создают значительный потенциал развития в относительно новых для Узбекистана секторах — финансовом и банковском секторе, строительной отрасли, телекоммуникациях.


Важно: в компании отмечают, что речь идет не о том, чтобы указать наиболее привлекательные инвестиционные возможности или предоставить конкретные рекомендации по инвестициям. Однако примеры изменений в различных — традиционных и новых — отраслях позволяют продемонстрировать скорость и масштаб трансформации в стране.

Финансовые услуги

По оценке Moody’s, финансовый сектор Узбекистана можно считать «стабильным», благодаря быстрому экономическому росту. Внутренний частный долг на уровне 18% ВВП и низкое проникновение банков создают большой потенциал для развития.

Спрос на ипотечные, потребительские и другие виды кредитов и финансовых инструментов не удовлетворен. Ожидается, что темпы роста банковского сектора будут опережать темпы роста экономики.

В Узбекистане существует жесткое банковское регулирование. Трем крупным государственным банкам принадлежит примерно 56% всех активов и капитала всей банковской системы, тогда как частные коммерческие банки являются небольшими нишевыми игроками. Рынок кредитования сильно сегментирован.

На банковском секторе также отрицательно сказывается высокая концентрация крупных заемщиков. На корпоративных заемщиков приходится около 80% общего объема кредитования крупных или средних банков.

В среднем, 20 крупнейших непогашенных кредитов банка составляют более 200% его капитала. Однако доля розничных кредитов постепенно растет, что позволяет снизить связанные с высокой концентрацией риски.

В республике реализуется ряд реформ, которые обеспечат дальнейшее открытие финансового сектора для иностранных инвесторов. В 2018 г. правительство объявило о возможной амнистии капитала, чтобы побудить компании и частных лиц переводить деньги, которые они сейчас хранят за рубежом, в местные банки и инвестировать в развитие страны.

Эта мера потенциально может стать огромным стимулом для банковского сектора и хорошей основой для роста экономической активности. Однако требуются дополнительные реформы для того, чтобы завоевать доверие общества к банковской системе и позволить банкам работать в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Узбекистан встал на путь легализации криптовалют, стремясь стать крупным игроком на этом рынке. Закон о платежах и электронных деньгах, регулирующий отношения в сфере электронных денег на территории Узбекистана, может заработать уже в 2019 году.

Строительная отрасль

Одна из самых быстрорастущих, в 2007—2018 объем строительства рос до 15% в год, а в ближайшие 5−10 лет ожидается дальнейшее ускорение роста в силу общего экономического подъема и развития ипотечного кредитования. На отрасль приходится 6% ВВП страны.

Нехватка мощностей для производства стройматериалов создает привлекательные возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Ряд мер господдержки призваны стимулировать инвесторов, готовых строить новые заводы по производству материалов, которые пока не производятся в стране.

Также отменены таможенные пошлины на некоторые виды импортируемых стройматериалов. Дальнейший экономический рост и высокий спрос на жилье будут способствовать развитию отрасли.

Благодаря стабильному экономическому развитию страны в последние годы строительный сектор стабильно рос на 7% в год и, как ожидается, будет расти похожими темпами и в ближайшие годы.

В Узбекистане существует значительная нехватка жилья — на жителя приходится лишь 15 кв.м. жилой площади, что существенно ниже Казахстана (21), России (25), Восточной Европы (40) и США (70). Однако ожидается, что этот разрыв будет постепенно сокращаться, обеспечивая спрос на строительство и недвижимость.

У Узбекистана достаточно источников сырья для внутреннего производства товаров. В 2016—2017 годы объем производства строительных материалов рос на 16% в год. В основном в Узбекистане производятся цемент, шифер и гипсокартон.

Однако в стране по-прежнему недостаточно мощностей для удовлетворения спроса на цемент, керамику и плитку, стекло, сантехнику, теплоизоляционные материалы, что открывает привлекательные возможности для бизнеса.

Телекоммуникации и информационные технологии

Узбекистан потенциально может стать региональным телекоммуникационным хабом для соседних стран. Отрасль привлекательна для инвесторов благодаря бурному росту: уровень проникновения мобильной связи в 2017 году составлял 65%, уровень проникновения интернета вырос с 4 до 61% за последние десять лет.

Средняя выручка на пользователя (ARPU) в мобильном сегменте остается низкой по сравнению с другими странами региона, составляя лишь $4,10 в месяц. Это ограничивает финансовую привлекательность рынка для инвестиций. Тем не менее предполагается, что прогнозируемый рост спроса на мобильный ШПД позволит компенсировать низкую цену.

Согласно прогнозам, объем мобильного трафика вырастет в 20 раз к 2025 году в силу растущего спроса (в особенности на видео и другой мультимедиаконтент).

Узбекистан страдает от нехватки квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий и ИКТ. В настоящее время страна предлагает ограниченные возможности для получения образования в этой области, что приводит к низкому уровню цифровой грамотности и недостаточно развитым цифровым компетенциям.

Как и в большинстве стран, телекоммуникационный сектор в Узбекистане жестко регулируется. Наряду с необходимостью значительных инвестиций это затрудняет для возможных новых операторов выход в телекоммуникационную отрасль. Недавние коррупционные скандалы также отрицательно сказались на секторе и интересе иностранных инвесторов.

Несмотря на административные барьеры для выхода на рынок, телекоммуникационная отрасль Узбекистана сохраняет привлекательность для инвесторов ввиду динамичного развития сектора. Успех китайской компании Huawei свидетельствует о большом потенциале страны. Кроме того, благодаря быстрому развитию инфраструктуры Узбекистан потенциально способен стать региональной «широкополосной магистралью» и телекоммуникационным хабом для соседних стран:


Туризм

Одна из самых быстрорастущих отраслей в стране. Это отрасль, которой требуется кратный рост инвестиций для полного раскрытия потенциала. В 2017 году Узбекистан привлек около 2,7 млн иностранцев. По данным Госкомстата Узбекистана, в 2018 году численность посетивших страну иностранных граждан возросла в 2,3 раза, составив 6,4 млн человек.

В то же время эти показатели не в полной мере отражают потенциал страны и могут быть улучшены. По данным Государственного комитета по развитию туризма, оборот туристического сектора составляет $170 млн в год.

Таким образом, на сегодня вклад туризма в ВВП и обеспечение занятости очень низок — 3% по обоим показателям при среднемировом уровне 10%. За последние годы туристическая инфраструктура улучшилась, однако необходимы значительные дополнительные инвестиции для достижения международных стандартов.

Страна стремится диверсифицировать туристический поток, в настоящее время состоящий в основном из молодых пенсионеров, привлечь туристов в новые регионы и увеличить продолжительность туристического сезона (сейчас высокая концентрация туристов наблюдается с апреля по июнь и в сентябре — октябре).

Также рассматривается возможность развития новых туристических сегментов, например экотуризма, спортивного туризма. Развитие туризма, строительство гостиниц и подготовка персонала потребуют значительных государственных и частных инвестиций для решения текущих проблем отрасли.


На что обратить внимание

Уникальное сочетание возможностей и вызовов делает сегодняшний Узбекистан фронтирной экономикой, привлекательной для инвестиций.

Инвесторы могут достичь успеха в стране, сфокусировавшись на пяти стратегических приоритетах, выявленных в ходе анализа динамики развития страны и историй успеха местных и международных инвесторов:

Выйти на рынок раньше других

Как и многие другие фронтирные рынки, Узбекистан предлагает высокий уровень прибыли на производимые инвестиции. В настоящее время остается множество не освоенных инвесторами сегментов.

Из-за фрагментированности рынка Узбекистана конкуренция идет не между отдельными компаниями, а между целыми категориями игроков. Это можно наблюдать, например, в секторе розницы.

В стране медленно открываются сети супермаркетов, однако пока большая часть продаж, особенно за пределами основных городских территорий, приходится на традиционные рынки, а не на организованную торговлю. Сетям супермаркетов необходимо переориентировать покупателей в сторону более современных форматов розницы.

Kornizka.uz, созданная в 1996 году сеть супермаркетов, была первопроходцем в этом сегменте и сейчас входит в число его крупнейших игроков. Компания постепенно открывает магазины в сельских районах, чтобы стать первым брендом в этих регионах и таким образом воспользоваться выгодами, предлагаемыми ростом рынка современного ретейла.

В ближайшие годы во многих сегментах конкуренция будет низкой. У первопроходцев будет больше шансов удержать свою долю рынка, если они займут там устойчивые позиции до того, как за ними последуют другие игроки.

Задействовать местные знания и опыт

В стране работает несколько успешных местных компаний, созданных в последние десятилетия, однако нехватка средств не позволяет им наращивать масштабы бизнеса.

Рассматривая возможности в Узбекистане, инвесторы должны помнить о том, что они могут не только купить активы, но и задействовать имеющиеся в стране человеческие ресурсы.

По этой причине многие инвесторы предпочитают выходить на рынок в формате совместных предприятий с местными компаниями. Структура СП позволяет
им использовать знания, опыт и связи местных компаний, что в Узбекистане может стать ключом к успеху.

Стране необходимо развивать свое корпоративное законодательство, чтобы стимулировать создание большего количества совместных предприятий.

Разработать адаптивную стратегию

В последний год Узбекистан развивался беспрецедентными темпами, поэтому инвесторам необходимо внимательно отслеживать недавние изменения.

Это особенно актуально в регуляторной и правовой сферах. Инвесторы должны быть в курсе реформ и новых законов, чтобы соблюдать все требования в постоянно меняющихся условиях.

При этом инвесторы не должны лишь пассивно отслеживать изменения. Для достижения успеха в Узбекистане им следует быть гибкими, подвижными и применять адаптивные стратегии, чтобы своевременно выявлять привлекательные сектора и новые тенденции в сфере потребления.

Полагаться больше на людей, чем на капитал

Ввиду низкой стоимости рабочей силы трудоинтенсивные компании могут быть более привлекательными, чем компании с полностью автоматизированным производством.

Хотя Узбекистан, вероятно, повторит траекторию других развивающихся стран с их кардинальным переходом к более цифровому обществу, в ближайшее десятилетие все же сохранится значительная зависимость страны от трудоинтенсивных отраслей.

Этот фактор необходимо учитывать при выборе отрасли для инвестиций, бизнес-модели и стратегии. Это особенно верно в силу того, что узбекская культура базируется на налаживании связей и пока еще не совместима с полностью автоматизированными бизнес-моделями.

Так, у банка будет больше шансов на успех, если он откроет отделения, где менеджеры будут работать с физическими лицами и малым и средним бизнесом, а не станет ограничивать свое присутствие лишь банкоматами и цифровыми каналами.

Кроме того, ввиду проблемы безработицы правительство скорее будет оказывать поддержку компаниям, создающим рабочие места.

Рассматривать Узбекистан как часть более обширной системы

Возможности открываются не только на большом и растущем внутреннем рынке, но и в соседних странах. Республика обладает потенциалом для того, чтобы стать производственным и/или логистическим узлом в Центральной Азии, которая сама по себе является динамичным и привлекательным развивающимся регионом.

Благодаря своему стратегическому местоположению Узбекистан может в ближайшие три — пять лет стать региональным логистическим хабом для Центральной Азии, если продолжит развитие инфраструктуры.

Этот сценарий представляется все более вероятным на фоне того, как Китай объявляет о логистических проектах в регионе, например о строительстве железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. Целью проекта является сокращение сроков доставки китайских товаров в страны Персидского залива и ЕС.

Однако Узбекистан также сможет воспользоваться выгодами проекта, поскольку он будет способствовать росту тех районов, где пройдет линия железной дороги. Кроме того, это создаст новый транспортный коридор, который позволит снизить цену узбекских товаров благодаря сокращению транспортных затрат и предоставит доступ к портам Персидского залива и Тихого океана.

Дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила позволит Узбекистану позиционировать себя в качестве производственной платформы в ближайшие годы.

BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге и вопросам стратегии бизнеса. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет сеть из более 90 офисов в 50 странах.