Если неправильно определить условия развития стартап-экосистемы, Узбекистан может потерять огромные деньги, как это произошло в России, Азербайджане, Казахстане, заявил эксперт Министерства инновационного развития Одилжон Абдуразаков, выступая 17 мая в Ташкенте на пресс-конференции.

«Многие считают, что для развития стартапов нужно изменить законодательство, например, принять закон о венчурном финансировании. Некоторые страны основной акцент делают на создании нормативно-правовой базы. Основываясь на собственном опыте могу утверждать, что главное условия — создать „пруд талантов“. Это нестандартно думающие люди, которые способны видеть возможности там, где никто больше не видит, продолжающие верить в идею, когда в нее уже никто не верит», — отметил эксперт.

Он перечислил пять факторов, необходимых для развития экосистемы стартапов. Первое — необходимо детей всех возрастов начиная с детского сада до университета, а также предпринимателей обучать дизайн-мышлению.

«Опыт Кореи показывает, что даже заключенные в период отбывания срока учатся программированию, предпринимательским навыкам, чтобы, выйдя на свободу, они не сталкивались с проблемой поиска работы и могли сами открыть бизнес. В Израиле парни и девушки, проходящие военную службу, получают знания по программированию и создают стартапы, окончив службу. Хотелось бы, чтобы и в Узбекистане каждый мужчина, который идет в армию, во время службы в течение 1,5 или 2 лет, получал такие знания», — сказал Абдуразаков.

По его мнению, многие стартапы Узбекистана стараются вывести на рынок новый продукт. Но, такие компании, как Airbnb достигли успеха благодаря тому, что смогли решить проблему миллионов людей по всему миру. То есть инновации бывают двух видов: витамины и болеутоляющие, считает эксперт.

«Неправильно ожидать, что вы добьетесь успеха только потому, что выводите на рынок новый продукт. Поэтому мы должны стимулировать стартаперов создавать болеутоляющие инновации», — отметил он.

Третье условие — катализаторы, помогающие развитию стартапа. Это могут быть технопарки, акселераторы, инкубаторы, коворкинг-центры. Но не достаточно просто построить здание, установить мебель — это не будет способствовать развитию экосистемы стартапов.

Главное — какие возможности такие катализаторы создают для стартапов. Так, намного больше пользы может принести маленькое, простое помещение, но полное менторов, готовых помогать молодым предпринимателям.

Также стартапы должны иметь возможность найти рисковый капитал (через краудфандинг, бизнес-ангелов и так далее), чтобы выйти из долговой ямы.

Пятое условие — объем рынка: если стартапы Узбекистана будут ориентироваться только на внутренний рынок, шансы создания компаний с капитализацией в миллиарды долларов будут близки к нулю. Нужно выходить на мировой рынок, чтобы «не превратиться в маленькую рыбку в большом пруду», подытожил эксперт.