10 июня был опубликован проект постановления президента Узбекистана, подготовленного ассоциацией «Узчармсаноат», в котором предлагается с 1 июля повысить ставку таможенной пошлины на импортируемую обувь с 10% до 30%, а минимальный порог за пару обуви предлагается поднять с $1,5 до $5. Проект вызвал бурное обсуждение и собрал уже на сайте regulation.gov.uz более 100 комментариев за пять дней.

«По мнению ряда экономистов, протекционизм способствует развитию промышленности страны, её устойчивому экономическому росту и в конечном счёте — её превращению в богатую страну, в то время как свободная торговля (фритрейдерство) способствует разрушению её промышленности, экономическому упадку, особенно если она вводится в стране с недостаточно высоким уровнем развития промышленности», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе «Узчармсаноат».

Далее приводится опыт других стран с экскурсом в историю. К примеру, в Англии с 1690 года была введена защита промышленности через таможенное регулирование. Главной мерой английского протекционизма в международной торговле стало введение на самые различные товары (в совокупности порядка 66% ввозимой продукции) импортной пошлины в размере 20%.

Позже последовало планомерное повышение этой ставки. Максимум пришёлся на середину XVIII в. — 1820-е годы, в этот период генеральная пошлина была 25−50%, а протекционная от 40−50%.

Также на ряд импортных продуктов, составлявших конкуренцию молодым отраслям внутренней промышленности, распространялся полный запрет на ввоз.

«Заметим, что период английского протекционизма в международной торговле, середина XVIII века — середина XIX века, стал временем первой промышленной революции, произошедшей именно в Англии. За это время были внедрены качественные инновации в технологии производства, в частности в металлургической, текстильной промышленностях», — говорится в сообщении.

В качестве примера современной ситуации ассоциация приводит Пакистан, где на обувную продукцию действует пошлина на ввоз в размере 25%, Турцию (30−50%), Вьетнам (10−20%). А в Китае, чья продукция продается практически везде — пошлина на ввозимую в саму страну обувь составляет все 100%, обращают внимание в «Узчармсаноат»:

"Мировой опыт показывает, что повышение импортных тарифов и предоставление дополнительных льгот для отечественных производителей даст импульс для дальнейшего развития отрасли, увеличения объемов производства, выпуска продукции с добавленной стоимостью, защиты внутреннего рынка от некачественной продукции. Освободившиеся от налоговых преференций средства позволят производителям увеличить товарооборот, расширить производство, модернизироваться его на основе современных технологий, создать новые рабочие места", — объяснили в ассоциации.

В нескольких комментариях к проекту говорилось, что повышение пошлин приведет к монополии на рынке. В ассоциации ответили, что речи о полном запрете на ввоз товаров кожевенной промышленности нет, и не будет, так же, как и монополии на обувном и кожгалантерейном рынке:

«В Узбекистане производством обуви занимаются более 700 предприятий. Большое количество предприятий позволяют покрывать разные сегменты рынка, отвечать спросу разных категорий покупателей», — говорится в сообщении.

Вместе с тем все еще актуальны проблемы с ценообразованием на рынке, продолжает ассоциация. Хоть и себестоимость производства обуви в Узбекистане значительно низкая (ниже чем в Китае и Индии), но кожаная пара до покупателей доходит не с первых рук. Порой со 100 и 200% наценкой.

«Ассоциацией „Узчармсаноат“ ведется политика поддержки и стимулирования инициатив предприятий по открытию брендовых магазинов. Также разрабатывается вопрос создания мультибрендовых магазинов обуви под эгидой Ассоциации во всех областях и городе Ташкенте, где покупатели смогут найти обувь от разных отечественных производителей. Тем самым аккумулировать в одном месте широкий ассортимент продукции в широком ценовом диапазоне», — говорится в сообщении.

Еще одна из актуальных проблем отрасли: не все в курсе о том, что в Узбекистане производится обувь. В «Узчармсаноат» считают это главной причиной недоверия к предлагаемым мерам:

«Между тем, в стране в 2018-м году было произведено 58 миллионов пар обуви. В сегменте мужской обуви Узбекистан добился практически 100-процентного покрытия потребностей внутреннего рынка. В сегменте женской обуви превышен уровень в 70%», — поделились цифрами в ассоциации.

Там же сообщили, что в массовом сегменте практически вся женская обувь, представленная в торговых точках, — это местные производители:

«Правда, не все знают, о том, что под импортной покупают отечественный товар, сделанный на условиях аутсорсинга, под иностранный бренд. Также как покупатель не знает до конца, где произведен продукт, не в курсе и о том, из чего он сделан. Если Ассоциация может контролировать отечественный продукт, то ввозимый — нет», — говорится в тексте.

В «Узчармсаноат» считают, что предлагаемые меры должны частично решить вопрос неконтролируемого ввоза некачественной продукции, с которой, по данным ассоциации, покупатели сталкиваются чуть ли не в каждой второй коробке, приобретенной на рынке.

«Об этом свидетельствуют и письма, приходящие в ассоциацию, и комментарии под проектом постановления», — поясняется в тексте.

Если спрос на повседневную обувь отечественные производители закрыли, другое дело модельная, говорится в тексте.

«Здесь еще неоспорима роль импорта. В том числе из Китая, Турции, европейских стран. Но такая обувь сама по себе не дешевая. В том числе и с учетом наценки от посредников. Регулирование процесса ввоза обуви может повлиять и на необоснованное завышение ее цены», — объясняют в ассоциации.

Проектом предлагается с 1 января 2021 года при вывозе кожевенного полуфабриката через таможенную границу страны, установить сбор от стоимости экспортируемой продукции в размере 20%.

«Такое положение даст новый импульс развитию кожеперерабатывающего производства», — уверены в «Узчармсаноат».

В ассоциации считают, что подобная поддержка бизнеса себя уже показала эффективной. В частности, увеличено производство обуви в 5,4 раза по сравнению с 2017-м годом, и поставлена цель поднять показатели в 8 раз в 2019-м. За год достигли роста объемов выпуска кожгалантереи в 2,7 раза, в перспективе рост в этом году в 4,8 раза.

«Перед отраслью стоят большие задачи и планы. Дополнительные меры по развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей, а также стимулированию производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции должны позволить достичь целевых показателей экспорта. В этом году речь идет о поставке в 25 стран мира продукции на 190 млн», — говорится в сообщении.

В проекте говорится о 235 инвестиционных проектах на 2019−2022 годы по модернизации и обновлению производственных мощностей:

«Реализация этой программы, стоимостью $431,9 млн, в том числе $198,6 млн прямых иностранных инвестиций, это позволит в 2019 году довести показатели производства готовой кожи до 919,6 млн кв.дм, обуви — до 86,1 млн пар, что полностью покрывает спрос населения Узбекистана в обувной продукции», — подытоживается в сообщении «Узчармсаноат».