На сегодняшний день в Узбекистане отсутствует четко функционирующая система, позволяющая своевременно и безопасно выполнять утилизацию автотранспортных средств, сообщили в отделе по связям с общественностью и СМИ Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды.

Утилизационный сбор — это единоразовая денежная выплата в пользу государства за автомобиль, собранный на территории страны или импортируемый из-за границы. Выплачивают его юридические лица — автопроизводители и импортеры. Поэтому в конечную стоимость автомобиля он, как правило, уже включен.

Утилизация автотранспортных средств является деятельностью, которая носит не только рыночный характер, но и служит основанием по обеспечению экологической безопасности, вот почему данный вид деятельности должен стать объектом обязательного государственного регулирования, говорится в сообщении.

Это подтверждает опыт зарубежных стран, где принят и успешно работает закон об авторециклинге. Созданная в ведущих странах мира специальная отрасль промышленности по переработке и утилизации автомобилей занимается и проблемами вторичной переработки материалов, а также повторного использования подержанных деталей, узлов и агрегатов.

«В целях обеспечения экологической безопасности, защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия последствий эксплуатации автомобилей, повышения ответственности производителей и импортеров автотранспортных средств, максимального вовлечения отходов в промышленный оборот в качестве вторичного сырья, насыщения внутреннего рынка качественным автотранспортом, считается крайне важным разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих введение утилизационного сбора за каждое транспортное средство, ввозимое или реализуемое организацией — местным производителем и предназначенное для эксплуатации на территории Узбекистана», — сообщили в Госкомэкологии.

Принятие подобного документа позволит законодательно внедрить механизм регулирования отношений в сфере утилизации автомобильных транспортных средств и создать условия для ограничения ввоза в Узбекистан бывших в употреблении и технологически устаревших транспортных средств.

Это особенно актуально, так как автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Узбекистана. Ежегодно производится до 250 тысяч новых автомобилей.

Кроме того, объем ежегодного импорта юридическими лицами легковых машин в Узбекистан в среднем составляет около 17,5 тыс. единиц в год, так что необходимость заботы об окружающей среде и ее защита от негативных последствий эксплуатации автотранспорта является важной задачей.

«Значительный ущерб окружающей среде наносят выбросы в атмосферу выхлопных газов. В Узбекистане ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу от транспортных средств составляет порядка 1 560 тыс. тонн в год», — подсчитали в комитете.

Проблемы утилизации транспортных средств являются также острыми, в силу оказания отрицательного влияния на окружающую среду. В Узбекистане на многочисленных автотранспортных предприятиях, а также в частном секторе, нередко наблюдается ситуация, когда по много лет простаивают выбывшие из эксплуатации бесхозные автомобили, в том числе в таких местах общего пользования как обочины дорог, дворы жилых районов и тому подобное, при этом интенсивно разрушаясь от старости и приходя в негодность для вторичной переработки.

В 2018 году проведен технический осмотр 2,8 млн единиц транспортных средств, около 1,0 млн единиц признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств, списано 24 818 транспортных средств по причине непригодности для дальнейшей эксплуатации.

Что говорит международный опыт

Страны Европы еще несколько десятилетий назад столкнулись с проблемой утилизации старых автомобилей и их комплектующих. Эта проблема постоянно обостряется в связи с увеличением количества выбывающих из эксплуатации транспортных средств.

В странах ЕС нет единого законодательства об утилизации автомобилей, каждое государство занимается этой проблемой в силу своих возможностей. В Германии приём машин организован на бесплатной основе для граждан, сдающих автомобиль на утилизацию. К тому же местные автопроизводители обязаны изготавливать свои автомобили из материалов, которые на 95% поддаются вторичному использованию.

Во Франции на законодательном уровне предусмотрен норматив по количеству утилизационных пунктов. На 1,5 млн. человек их должно быть не менее 7. Граждане этой страны обязаны сдавать свои машины на утилизацию, когда транспортное средство приходит в негодность. В противном случае на них налагается штраф в размере до 75 тысяч евро или предусматривается тюремное заключение на 2 года.

В Норвегии при покупке нового автомобиля граждане платят 2.000 норвежских крон. Эта сумма им будет возвращена при передаче автомобиля в пункт утилизации. В Австрии владельцы транспорта обложены государственным экологическим налогом, который оплачивается один раз. В Бельгии утилизационный сбор входит в дорожный налог и взимается ежегодно в зависимости от объёма двигателя транспортного средства.

Приобретение автомобиля на российском рынке связано с определенными расходами. Одним из видов дополнительных платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор.