В первом квартале года Центральный банк провел в 212 филиалах 20 коммерческих банков выборочное изучение договоров, заключенных с клиентами, а также осуществленных в пользу банков комиссионных платежей. По результатам выявлено, что банки взимают с клиентов комиссионные, запрещенные законодательством.

В связи с этим всем банкам направлено предписание о проведении полной инвентаризации условий предоставляемых услуг и возврате клиентам необоснованно взысканных комиссионных платежей.

Согласно законодательству, банки не вправе взимать с клиентов платежи:

  • за зачисление средств, поступивших на банковский счет клиента (за кредитовый оборот), за оплату услуг кредитного бюро и за оплату услуг залогового реестра;
  • за рассмотрение кредитных заявок (том числе комиссии за организацию кредита), за обслуживание ссудных счетов (в том числе, помимо начисляемых процентов по кредиту, ежемесячные комиссионные платежи, комиссии за обслуживание кредита), за выдачу кредитов (разовая комиссия, взимаемая из суммы выдаваемого кредита);
  • неустойки за досрочное погашение кредитов (микрозаймов) физическими лицами и субъектами малого предпринимательства.

В ЦБ попросили в таких случаях обращаться в обслуживающий банк с требованием возврата денег.

«Вы также вправе требовать от обслуживающего банка аннулирования в договорах условий, предусматривающих вышеуказанные виды платежей. В соответствии с Законом Республики Узбекистан „О защите прав потребителей“ условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Поэтому аргументы банка о том, что эти платежи были осуществлены в соответствии с договором — неправомерны», — говорится в сообщении.

Кроме того, Центральным банком утверждены минимальные требования к деятельности коммерческих банков во взаимоотношениях с потребителями банковских услуг. Согласно данному документу, все банки обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о предоставляемых услугах.

«Ваша активность и принципиальность в отстаивании своих прав и интересов будет залогом повышения ответственности коммерческих банков перед своими клиентами», — говорится в сообщении.

В случае возникновения проблем по возврату банками незаконно удержанных комиссий и аннулированию в договоре условий, противоречащих законодательству, можно обратиться в cлужбу защиты потребителей банковских услуг Центрального банка в письменной форме или позвонив по номеру (71) 200−00−44 многоканальной горячей линии.