Доля американской черешни на рынке Китая в 2019 году сократилась до 38%, тогда как год назад была 80%, а в 2017 году и вовсе в районе 100%. Теперь ее место постепенно занимает узбекистанская черешня, чья доля за год выросла с 0% до 50%, пишет Reuters.

Черешня стала очередной жертвой торговой войны между США и Китаем, отмечает издание. По данным таможенных органов Китая, бизнес, который вырос с нуля в 2000 году почти до $200 млн в 2017 году, сейчас достиг всего лишь одной десятой своего объема на пике.

После того, как импортные тарифы на американскую черешню подняли до 50%, Пекин ослабил правила касательно импорта продукции из Центральной Азии. Узбекистан первым воспользовался этим, но до США стране еще очень далеко — отгружаемые ныне объемы настолько малы, а спрос настолько велик, что найти черешню в Китае стало проблемой.

Это можно объяснить тем, что общий объем импорта черешни в Китай резко упал из-за обвала поставок из США: всего 187 тонн в мае 2019 года против 337 тонн в мае 2018 года и 1505 тонн в мае 2017 года. Разница значительная.

Пострадали от ситуации и несколько китайских компаний, занимающихся выращиванием черешни в США. По словам руководителя одной из них, Виктора Вана, ушло 17 лет на маркетинг и лобби, чтобы сделать сделать американскую черешню одним из самых востребованных продуктов — одно время ее даже поставляли в Китай больше, чем в Канаду.

Всё изменилось в 2018 году, когда два раунда повышения тарифов добавили 40 процентных пунктов к импортным пошлинам. Чтобы не остаться совсем без черешни, власти Китая разрешили продукции из Центральной Азии обходиться 21 днем холодной обработки перед отправкой, что облегчает экспорт, выдвигая фумигацию в качестве меры борьбы с вредителями.

Ситуация открыла новые возможности перед предпринимателями, которые раньше были вынуждены отчаянно бороться с американскими импортерами за место под солнцем.

К примеру, Чжу Цзяньфэн, генеральный директор Zhejiang Fishing E-Commerce Co, инвестирует в различные проекты в Узбекистане в течение многих лет. В этом году его компания впервые импортировала 300 тонн черешни из Узбекистана.

Чжу признал отсутствие технологии обработки в Узбекистане, сказав, что эта черешня и имеет срок годности до пяти дней, тогда как срок годности американской составляет две недели.

Однако Чжу не унывает и планирует помочь Узбекистану модернизировать технологии холодной обработки за счет увеличения собственных инвестиций в производственные линии — в 2020 году Чжу планирует увеличить объем поставок черешни из Узбекистана до 5 000−10 000 тонн. Учитывая напряженность в американо-китайских отношениях, вряд ли в ближайшее время что-то сможет помешать ему это сделать.