Всемирный банк опубликовал новое издание «Экономическое обновление Узбекистана», в котором описываются среднесрочные перспективы развития.

Экономический прогноз

Рост инвестиций и увеличение потребления способствовали росту реального ВВП с 4,5% в 2017 году до 5,1% в 2018 году и далее до 5,3% в годовом исчислении в первом квартале 2019 года.

Прогнозируется, что в 2021 году рост вырастет до 6% при поддержке рыночных реформ, направленных на устранение узких мест в производстве и либерализацию экономики.

12-месячная инфляция достигла пика в 20% в начале 2018 года, а затем снизилась до 14,3% к декабрю, что привело к среднегодовому уровню 17,5%. Инфляция потребительских цен снизилась до 13,7% в годовом исчислении к апрелю 2019 года.

Инфляционное давление, вероятно, сохранится в 2019—2020 годах из-за ряда факторов:

  • продолжающаяся либерализация административных цен, в том числе на энергоносители и воду;
  • увеличение кредитования политики через государственные банки для поддержки роста инвестиций;
  • повышение заработной платы населения.

Ужесточение денежно-кредитной политики потребуется для снижения инфляции к 2021 году, считают во Всемирном банке.

Импорт машин и оборудования для модернизации производства и импорт потребительских товаров для удовлетворения неудовлетворенного потребительского спроса в 2018 году увеличили дефицит счета текущих операций. Он, вероятно, сузится в среднесрочной перспективе, но все равно останется большим, прогнозируют аналитики.

Внешний дефицит, вероятно, будет финансироваться за счет увеличения донорской поддержки и постепенного увеличения притока прямых иностранных инвестиций.

Внешние буферы, вероятно, останутся комфортными в среднесрочной перспективе, при этом валютные резервы превышают 13 месяцев покрытия импорта.

Прогнозируется, что валовой внешний долг к 2020 году незначительно сократится до примерно 39% ВВП.

Прогнозируется, что государственный бюджет, исключая кредитование на основе политики, в среднесрочной перспективе изменится с профицита до небольшого дефицита, составляющего около 1% ВВП.

Этому поспособствуют значительное снижения ставок акцизов, подоходного налога и налога на заработную плату, а также увеличения государственных расходов, включая расходы на инвестиции, пенсии и пособия для малоимущих.

Государственный долг, вероятно, увеличится примерно до 25% ВВП в 2020 году.

Ожидается, что устойчивый рост притока денежных переводов и устойчивый экономический рост будут способствовать скромному снижению уровня бедности.

Особое внимание: рост и создание рабочих мест

Меры по либерализации экономики, введенные властями с 2017 года, помогают устранить ограничения для бизнеса, такие как отсутствие иностранной валюты, высокие импортные пошлины и повышенные налоговые ставки.

Тем не менее, правительству рекомендуется пересмотреть роль государства в экономике, одновременно устраняя остающиеся препятствия для развития частного сектора.

Меры по устранению этих ограничений включают:

  • расширение доступа к кредитам и улучшение инвестиционного климата;
  • полная реализация реформы налогового администрирования;
  • обеспечение прозрачности операций государственного бюджета — особенно в отношении неэффективных скрытых субсидий государственным предприятиям;
  • реформирование прав землепользования и прав собственности в секторах промышленности, услуг и сельского хозяйства; реструктуризация монопольных государственных предприятий и усиление требований к корпоративному управлению и финансовой отчетности;
  • предоставление государственной поддержки экспортной ориентации (включая сертификацию качества ISO, снижение экспортных рисков, диверсификацию и вступление в ВТО).

В среднесрочной перспективе модернизация инфраструктуры, в частности в секторах энергетики и транспорта, и улучшение доступа к качественному высшему образованию помогут укрепить экономический потенциал, подытоживается в пресс-релизе.