Помните, как раньше мы каждую неделю с нетерпением ждали дня, когда пора идти в киоск за свежим, пахнущим типографской краской номером любимой газеты? Эта эпоха уходит безвозвратно — с распространением интернета печатные СМИ во всем мире сдают позиции и теряют читателей, которые предпочитают онлайн. В США, например, за последние пять лет тиражи упали на 34%, во Франции и Великобритании — на 31%, в Германии — на 24%. При этом в странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки — всего на 2−7%.

Печатные газеты не могут сравниться с онлайновыми в оперативности, а потому больше страдают от диджитализации, чем журналы. К 2021 году, по прогнозу PwC, стоимость мирового газетного сегмента сократится на 13%, а журнального — на 2,3%.

Журналы продолжают читать, потому что они воспринимаются почти как книги — контент не теряет актуальности, он всегда под рукой, осязаемый, приятный на вид и на ощупь. Журнал — это не только информация, но и материальный атрибут, здесь присутствует имиджевая составляющая.

Какова ситуация в Узбекистане? В 2000 году, по данным Госкомстата, в стране было 417 газет и 131 журнал, в 2010-м — 649 газет и 204 журнала, в 2017-м — 602 газеты и 233 журнала.

Так, за последние годы в Узбекистане появились глянцевые журналы The Mag (медиапроект компании The Tower Mall Management Group, управляющей торговой сетью Makro, торговыми центрами Samarqand Darvoza, Compass, Eski Shahar и другими), Archikultura (журнал об искусстве, культуре, архитектуре и дизайне, издается строительной компанией Golden House), Zira (кулинарный проект, который вышел на рынок печатных журналов после года существования в онлайне) и другие.

Фото: Zira

Качественные журналы в Ташкенте в основном распространяются бесплатно и монетизируются только через рекламу, а не за счет продажи, отметила руководитель Zira Ирина Салихова, комментируя выход в офлайн.

Между тем для выживания печатных СМИ важны и реклама, и подписка, считает редактор сайта Центра переподготовки журналистов Надежда Степанова.

Рекламодатели заинтересованы больше в рекламе в интернете, потому что у печатных СМИ территориальный охват ограничен. Однако некоторые печатные издания выживают благодаря своей целевой аудитории и правильно поставленной маркетинговой политики.

Многие газеты, которые появились и стали популярны в 90-х, издаются до сих пор: например, «Тасвир» (выходит с 1997 года) и «Даракчи» (с 1996 года).

И если первое издание не обновляет сайт и Telegram-канал уже больше года, то второе активно онлайн (на странице издания в Facebook 53 тысячи подписчиков, в Telegram-канале — 31 тысяча) и даже выпустило приложение для смартфонов на платформе Android, которое скачали уже больше 50 тысяч раз.

Есть и такие издания, которые остались полностью в офлайне, например, «Отдохнем» (издается с 2003 года) и «На досуге» (с 2010 года). Их средний тираж — около 4000 экземпляров в неделю.

Spot поговорил с руководителями печатных СМИ, которые не смогли остаться на плаву в эпоху распространения доступа к интернету, о том, что помешало изданиям выжить, и как они оценивают перспективы этого рынка сейчас.

«ПрессТИЖ» и «ПрессТИЖ-ТВ»


Фото: uzpress.narod.ru

Два этих популярных издания разной направленности принадлежали издательскому дому (ИД) «Мир экономики и права».

Портфель проектов формировался, по меткому выражению одного из учредителей, «методом матрешки», рассказывает Ораз Абдуразаков, который с 2003 по 2005 год был главным редактором «ПрессТИЖ-ТВ», а с 2005 по 2008 год — шеф-редактором объединенной редакции «ПрессТИЖ» и заместителем директора ИД «Мир экономики и права»:

«Сейчас кажется невероятным, что целая плеяда самых разнонаправленных изданий вышла из вполне респектабельной газеты „Налоговые и таможенные вести“. Рекламный еженедельник „ПрессТИЖ“ фактически выделился из нее».

Журнал начал выходить в сентябре 1995 года, был ориентирован на предпринимателей (отсюда и название — сокращенное «ПРЕССа ТИЖорат», то есть «коммерческая пресса») и состоял преимущественно из рекламы — модульной, строчной, рекламных вкладок и и так далее. Этот формат сохранялся вплоть до последнего номера.

Еженедельник распространялся в розницу и по подписке, по весьма доступным ценам. При этом преобладала подписка — на розницу приходилось около 10% от всего тиража.

Для большинства рекламодателей эффект от размещения в «ПрессТИЖе» был позитивным, вспоминает Алишер Муслимов, который был директором издания с 2011 по 2014 год:

«У нас было около 1000 рекламодателей, в каждом номере размещались до 500 компаний и 20 тысяч товаров и услуг. В лучшие времена еженедельный тираж превышал 10 тысяч экземпляров, число печатных полос достигало 130».


Алишер Муслимов, директор «ПрессТИЖа» с 2011 по 2014 год. Фото: Равшан Нугманов / Spot

Репортеров в журнале было немного — контент в основном получали от предпринимателей и из интернета. Активно наравне с редакцией работал и отдел продажи рекламных площадей.

Читателям, однако, полюбился развлекательный раздел журнала, и в 1996 году этот блок стали допечатывать большим тиражом в качестве отдельного издания — так появилась газета «ПрессТИЖ-ТВ». Здесь тоже редакция в первые годы обходилась без команды авторов.

«Сейчас такое крайне сложно представить, но в начале нулевых количество инфоповодов было, пожалуй, на два порядка ниже, чем сегодня — особенно с учетом довольно узкой специализации „ПрессТИЖ-ТВ“ (афиша событий, звездная тусовка, развлечения, светская жизнь). По большей части новости находили нас сами — за почти полным отсутствием популярных онлайн-медиа „ПрессТИЖ-ТВ“ был флагманом информационно-развлекательного блока, куда хотели попасть решительно все», — Ораз Абдуразаков.

В 2002 году тираж «ПрессТИЖ-ТВ» колебался у отметки 40 тыс. экземпляров. Тогда же ИД «Мир экономики и права» провел полноценное маркетинговое исследование читательской аудитории и оказалось, что более 60% составляет женская аудитория в возрасте от 24 до 45 лет.


Ораз Абдуразаков, главный редактор «ПрессТИЖ-ТВ» с 2003 по 2005 год, с 2005 по 2008 год — шеф-редактор объединенной редакции «ПрессТИЖ» и заместитель директора ИД «Мир экономики и права». Фото: Алексей Насенников

В среднем шесть-восемь полос около (30% площади выпуска) выделялось под рекламные блоки.

«В целом „ПрессТИЖ-ТВ“, был наверное, одним из самых коммерчески успешных проектов в истории прессы Узбекистана. Про окупаемость могу сказать, что с учетом доходов от рекламы газету можно было иной раз раздавать и бесплатно», — Ораз Абдуразаков.

Впоследствии из «ПрессТИЖ-ТВ» выделился блок строчных объявлений под брендом «Частный сектор», а также фирменная программа телепередач TV plus, верстку которой, по словам Абдуразакова, по сей день использует большинство изданий.

«Это был непрерывный процесс, когда новые проекты тестировались и проходили этап становления внутри уже состоявшихся изданий. Считаю, это была вполне жизнеспособная бизнес-модель, позволявшая минимизировать риски новых запусков», — Ораз Абдуразаков.

К 2005 году в объединенной редакции работало уже восемь изданий, и несмотря на преобладание рекламного и дайджест-форматов, потребовалось создать команду авторов. Впоследствии большая часть привлеченных журналистов ушла в PR, менеджмент и копирайтинг.

Примерно в начале 2003 года в издательстве стартовали эксперименты с полноцветной печатью: типографию модернизировали, и первой ласточкой стал именно «ПрессТИЖ-ТВ».

"Мне самому не верится, но факт остается фактом: еще сравнительно недавно цветных газет в стране попросту не было, и «ПрессТИЖ-ТВ» стал практически пионером этого движения", — Ораз Абдуразаков.

В жертву цвету пришлось принести популярный у читателей формат А4, поскольку новое полиграфическое оборудование не позволяло своевременно производить сшивку издания. Формат А3 на первых порах был встречен в штыки постоянными читателями, вспоминает Абдуразаков. Тиражи поползли вниз, но через два-три месяца удалось нащупать плюсы нового формата, и ситуация стабилизировалась.

«В последующие годы мы приложили максимум усилий для повышения интереса молодежи к „ПрессТИЖ-ТВ“ и дочерним изданиям. Считаю, что именно таргетированный подход позволял до определенного момента наращивать популярность наших проектов, будь то бизнес-каталог „ПрессТИЖ“ или газета „Частный сектор“. При том, что рынок во всех сегментах присутствия был вполне конкурентным, нам удавалось удерживать лидерство как по совокупным тиражам, так и по выручке», — Ораз Абдуразаков.

В 2005—2006 годах были попытки перевести бизнес-контент и частные объявления в онлайн — в ИД создали группу сайтов vsem.uz. Но учредители оказались не готовы к существенным инвестициям в онлайн, и момент был упущен.

Абдуразаков ушел из издательства в конце 2008 года — на тот момент совокупный тираж «ПрессТИЖ-ТВ», TV Lux и TV plus составлял чуть менее 70 тыс. экземпляров. Популярность на первый взгляд возросла, как и выручка.

Но вот объем «ПрессТИЖ-ТВ» сократился почти вдвое, и это был своеобразный пик возможностей печатных СМИ, отмечает он. Уже набирали вес конкурирующие онлайн-издания, а в Узбекистане появлялись сети 3G и первые партии сравнительно недорогих смартфонов.

«По иронии судьбы я начал карьеру именно в Beeline, и уже через три дня после ухода из „ПрессТИЖ-ТВ“ презентовал первую коммерческую сеть 3G в Узбекистане. Отвечая на вопросы журналистов на той пресс-конференции, я отчетливо осознал, что время дайджестов в привычном для нас виде стремительно уходит», — Ораз Абдуразаков.

Вскоре начался взрывной рост интернета, и последний выпуск «ПрессТИЖ-ТВ» состоялся в 2014 году. Сам же Абдуразаков ушел из сферы PR и GR, выпустил книгу и решил побыть писателем.

В Узбекистане, считает он, органическое давление онлайн-изданий на рынок печатных СМИ пока еще не такое сильное, как на Западе:

«Узбекистан — одна из немногих стран, где количество смартфонов по-прежнему меньше численности населения. Тем не менее, общемировые тренды актуальны и для нас, и есть всего два пути: переход в онлайн или уход в небытие. Падающие тиражи большинства газет — явное тому подтверждение. При этом уже сейчас очевиден растущий интерес региональных и глобальных игроков к Узбекистану, и я убежден, что в ближайшие годы или даже месяцы мы станем свидетелями выхода весьма авторитетных издательств на рынок республики».

Деловой еженедельник «ПрессТИЖ» просуществовал дольше своего развлекательного собрата, однако поспеть за онлайн-конкурентами тоже не смог и закрылся в апреле 2019 года. На тот момент в издании было около 40 полос, а тираж не превышал тысячи экземпляров.

Сейчас на существующей полиграфической материально-технической базе работает производство бумажной упаковки bumpaket.uz, которое также возглавляет Алишер Муслимов.

Нынешнюю ситуацию на рынке печатных изданий он оценивает критично:

«Они не вымрут совсем, но коммерческой составляющей будет очень мало. Рынок будет дотационным, перспектив здесь немного. Сейчас время других — молодых и технологичных. Электронные СМИ очень эффективно предоставляют контент, можно сказать, информация сама ищет своего читателя и находит».

«О'кей!» и другие издания «Эрудита»


Фото из архива компании

Подростковая газета «О'кей!» начиналась как несколько детских страниц в русскоязычной газете «Эрудит», а самостоятельным изданием стала в сентябре 2001 года.

Поначалу газета была черно-белой и выходила раз в неделю тиражом 4000 экземпляров и объемом два печатных листа формата А4 (16 страниц).

Это была одна из немногих республиканских газет, целиком посвященных темам, интересующих подростков, отмечает учредитель творческого центра (ТЦ) «Эрудит» Бехзод Закиров. Именно это принесло изданию популярность.

Издание ориентировалось на детей до 16 лет, основной упор делали на игровой, познавательный, литературный секторы. Также редакция держала обратную связь с читателем: много страниц было отведено для писем, в которых подростки рассказывали истории, делились мнениями, искали друзей по переписке. В газете публиковались работы читателей — головоломки, рисунки, рассказы, статьи, очерки.

«Главной целью издания всегда было просвещение школьников. У них был стимул: они могли получать не только знания, но и награду за собственный труд — у нас было много конкурсов с призами. На страницах газеты мы проводили опросы — что читателям нравится в газете, что интересно было бы прочитать и получали много откликов», — Бехзод Закиров.

Бехзод Закиров, учредитель ООО ТЦ «Эрудит». Фото из архива компании

В «О'кей!» работали удаленные авторы — опытные и начинающие журналисты из разных городов. Рекламы в издании не было, и в первые годы газета окупала себя сама за счет средств от продажи — чаще ее приобретали в розницу, чем по подписке.

Это был пик популярности издания — годы, когда интернет еще не был широко доступен населению, тем более целевой аудитории: детям и подросткам. Позже начался спад, и газету поддерживали за счет остальных проектов ТЦ — изданий на русском и узбекском языках «Эрудит», «Леди», «Бекажон» и других (эти проекты существуют до сих пор).

В 2007 году «О'кей!» закрыли из-за нерентабельности. К этому моменту тираж составлял 2900 экземпляров, объем — четыре печатных листа (32 страницы, 4 из которых были цветными).

Закиров считает, что, несмотря на наступившую эру информационных технологий и популярность онлайн-изданий, старая добрая печатная пресса все-таки продолжит существование:

«Многим по-прежнему нравится листать газеты и журналы, сохранять полезные страницы, собирать подшивки, перечитывать понравившиеся материалы именно на бумаге, а не с экрана».

Тем не менее, если «О'кей!» будет возрожден (такие планы есть), то уже в современном виде — онлайн.