На сайте Государственного таможенного комитета опубликовали обзор изменений в текущем таможенном законодательстве, вступивших в силу в ближайшее время, который подготовила автор газеты «Налоговые и таможенные вести». Изменения комментирует заместитель председателя Ассоциации таможенных брокеров Энвер Халилов.

Импортеры перешли на НДС

С 1 октября импортеры товаров признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Энвер Халилов пояснил, что на импортера, успевшего растаможить товар до 1 октября, данное положение не распространяется. Если же он ввезет товар после 1 октября, то обязан перейти на уплату НДС.

Он обратил внимание участников на то, что хозсубъекты, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с 1 числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта. К примеру, если импортный контракт заключен 17 октября, то уплачивать НДС он начнет с 1 ноября.

Отменили ряд льгот

С 1 октября текущего года отменены льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при импорте, в отношении:

  • асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья;
  • соевых бобов, семян подсолнечника и кунжута, масличного сырья и сахара-сырца;
  • сельхозтехники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспорта.

Кроме того, Министерству финансов и Государственному таможенному комитету поручено подготовить предложения по кардинальному пересмотру порядка предоставления таможенных льгот, а также отмене ранее предоставленных, обратив особое внимание на:

  • использование механизмов предоставления хозсубъектам — плательщикам НДС отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней взамен освобождения от уплаты налога при ввозе товаров, а также при импорте работ (услуг);
  • совершенствование и оптимизацию механизма предоставления таможенных льгот по технологическому оборудованию.

Эксперт напомнил, что поправки в перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, вступили в силу 4 августа этого года.

Ввозить запретили

С 1 сентября запрещено ввозить на территорию Узбекистана бывшие в употреблении генерирующее оборудование, силовые понижающие трансформаторы, электродвигатели, энергопотребляющее оборудование категории энергоэффективности класса D.

Заместитель председателя АТБ напомнил, что с 1 января 2016 года техническая документация, маркировка и этикетки обязательно должны содержать информацию о соответствующем классе энергоэффективности используемого оборудования.

Если кто-то из участников ВЭД намерен ввезти генерирующее оборудование, силовые понижающие трансформаторы, электродвигатели, то для определения категории их энергоэффективности эксперт рекомендовал обращаться в испытательные (измерительные) лаборатории (центры), другие органы агентства «Узстандарт», специализирующиеся на сертификации электротехнической продукции по оценке и подтверждению соответствия бытовых электроприборов отечественных и зарубежных производителей определенному классу энергоэффективности.

Коридоры

В Узбекистане действует система управления рисками (СУР). Если рисков несоблюдения законодательства нет либо они минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, то применяются коридоры («зеленый» и «синий») с упрощенными технологиями таможенного оформления, чтобы не допустить неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

В настоящее время порядка 86% экспортируемых и 28% импортируемых товаров проходят по «зеленому» коридору.

Присутствующие на семинаре таможенные брокеры интересовались сроками прохождения грузов по «желтому» коридору. На одних постах эта процедура занимает один день, на других — до трех дней.

В настоящее время готовится документ, регламентирующий срок его проведения. Предполагается, что таможенный контроль в «желтом» коридоре должен проходить не более трех часов, в «красном» — в течение одного дня.