Начальник отдела изучения эффективности государственного управления Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Назарали Нарбаев рассказал газете «Налоги плюс», что следует ожидать от изменений, которые вступили в силу с 1 октября, и окажет ли отмена льгот воздействие на повышение цен. Spot приводит основные моменты беседы.

НДС в Узбекистане

В Узбекистане НДС внедрили 1 января 1992 года, тогда его ставка была установлена на уровне 30%. В 2000 году установили ставку в 20%, которая с 1 октября снизилась до 15%.

С точки зрения покупателя, НДС напоминает потребительский налог, потому что продавец добавляет его к стоимости товаров, работ или услуг. В этом смысле его можно считать модифицированным проявлением потребительского налога либо налога с оборота.

Однако, если покупатель одновременно является плательщиком НДС (то есть закупает товары, работы и услуги для использования их при производстве других товаров или услуг), при подсчете общей суммы обязательств перед бюджетом продавец вправе удержать с суммы налога, взысканной у покупателя, сумму налога, выплаченную поставщиком.

Таким образом, этот налог является прямым, его бремя в конечном итоге падает не на производителя, а на потребителей товаров и услуг.

Почему НДС важен

Возможно ли выполнение плана государственных расходов либо бюджетных поступлений без НДС? Можно ли полностью отказаться от него?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратить внимание на стандарты (дифференциации) государства по выбору налоговой системы, то есть структуры налоговой системы развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга.

Если приоритетной задачей развитых стран является сохранение достигнутой на протяжении долгих лет социально-экономической стабильности, то для развивающихся стран важно увеличить объем прибыли на душу населения. А для этого необходимо поступательное повышение темпов экономического роста.

Для достижения этих целей государства выбирают разные налоговые модели.

К примеру, в развитых странах основу налоговой системы составляют прямые (прибыль, выручка, имущественный и социальный) налоги, а в развивающихся — превалируют косвенные налоги (НДС, акцизный, налог на товары и услуги), то есть прилагаются усилия по обеспечению экономического роста посредством стимулирования роста капитала и накоплений.

По сведениям Всемирного банка, в развивающихся странах в среднем 35% всей прибыли получается за счет косвенного налога, то есть налога на товары и услуги. В Узбекистане НДС тоже один из основных источников налоговых поступлений. По прогнозным показателям, его доля в Госбюджете за 2019 год составит 35% (35 993,5 млрд сумов), а в общей прибыли — 27%.

С 1 октября отменили льготы по НДС в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Узбекистане продовольственной продукции.

Плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 миллиарда сумов за период с января по август 2019 года или сельскохозяйственные угодья площадью более 50 га, являются плательщиками НДС и обязаны зарегистрироваться в этом качестве.

Что следует ожидать от изменений и что будет с ценами

При оценке воздействия следует учитывать ряд факторов. Есть такие сферы, в которых влияние НДС минимально. Этот налог выгоден для предприятий отраслей с высокой долей в промежуточном потреблении и располагающих огромной учетной суммой по потребленным товарам и услугам (в том числе импорт), то есть в этих сферах воздействие НДС на цену минимальное.

Следует учесть, что плательщиками НДС должны быть все участники промежуточного потребления (производители продукции, в том числе предприятия сфер сельского хозяйства, строительства, розничной и оптовой торговли).

Вместе с тем, налог на добавленную стоимость не выгоден предприятиям с небольшой долей в промежуточном потреблении и не имеющих возможность учета суммы НДС за потребленные товары и услуги. Они отражаются на цене продукции.

Это, в основном, предприятия сферы обслуживания (сервис, общепит, консалтинговые, аудиторские предприятия, IT-компании, услуги аренды имущества, лизинговые компании, экспортеры услуг и другие), которые в своей деятельности при оказании услуг опираются на человеческие ресурсы.

Их себестоимость складывается, в основном, из затрат на оплату труда, которая сама является добавленной стоимостью. При этом, они не используют товары или услуги, в стоимость которых включен НДС, и он не идет им в зачет. Таким образом, налогооблагаемая база повышается и для поддержания стабильного уровня доходов, этим предприятиям приходится повышать стоимость услуг за счет НДС.

Разумеется, прогнозируемый подъем цен, например на мясо, не мог не остаться без внимания населения и продолжает волновать общественность. Имеет ли к этому отношение НДС?

В перечне социально значимых и стратегических видов товаров государственному регулированию подлежит только мука, производимая АО «Уздонмахсулот», и хлеб формовой (розничная цена). А это значит, что цены на мясо устанавливают сами производители.

По сведениям Антимонопольного комитета, по состоянию, например, на 1 апреля 2019 года в Узбекистане в общем объеме производства мяса в живом весе на долю дехканских (личных подсобных хозяйств) приходится 94,3%, на фермерские — 4,8%, сельхозорганизации — 0,9%.

Как на их деятельности может проявляться воздействие НДС? Во-первых, основные поставщики мяса (дехкане) закупают комбикорм двумя способами: либо через биржу, либо в специализированных магазинах. В обоих случаях комбикорм закупается с добавленной стоимостью. Ведь реализация продукции через биржевые торги осуществляется предприятиями АК «Уздонмахсулот» и АО «Узпахтаёг», которые являются плательщиками НДС.

По итогам I квартала 2019 года, стоимость реализуемых через биржевые торги шрота и шелухи снизилась в среднем на 7,1%.

Кроме того, в течение I квартала нынешнего года через биржевые торги реализовано 153 тыс. тонн шрота и шелухи, что составляет лишь порядка 5,3% корма от общего объема на поголовье крупного рогатого скота по республике.

Значит, объем комбикормов, реализуемых через биржевые торги, не влияет на формирование цен на мясо и мясную продукцию.

Во-вторых, если учитывать, что заготавливаемое личными подсобными хозяйствами мясо продается на рынке, в основном, за наличный расчет, то в данном процессе включение полного механизма НДС превратится в весьма сложную задачу.

В-третьих, льготы, распространяемые на освобождение импортируемого мяса от НДС (до 1 октября 2019 года), полностью не охватывают спрос на рынке, в результате в формировании цен на мясо не было ощутимой конкурентной среды.

В-четвертых, если не наладить в стране производство мяса в количестве, соответствующему спросу, то НДС продолжит оказывать воздействие на повышение цен.

Кроме того, основной причиной повышения цен на этот продукт также может служить нездоровая конкуренция на рынках.

По сведениям Государственного комитета по ветеринарии и развитию животноводства, это связано с монополией в данной сфере. Многие мясники превратили мясные рынки в собственную монополию и сами управляют ценой, что служит причиной искусственного повышения цен на мясо.

Следует также учитывать, что росту цен на мясо и на другие товары способствует не только налоговая политика, но и ряд других факторов.

К примеру, повышение денежной эмиссии, практика выдачи доступных кредитов для рыночных операций и коммерческих банков, слабая конкурентная среда, огромное количество предприятий-монополистов, предоставление им, не доступных для других, эксклюзивных льгот и преференций, связанных с налогами, получением кредитов, использованием материальных ресурсов, и так далее. Значит, есть над чем задуматься и поработать.