Сэр Ричард Брэнсон, британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля, один из самых богатых жителей Великобритании (состояние более $4 млрд), в своем блоге пришел на помощь людям, которые оказались в карьерном тупике и не знают, что делать дальше.
Его рецепт состоит из двух, казалось бы, очевидных, но очень важных вопросов. Отвечать следует честно и развернуто. Они могут положить начало новой карьеры, независимо от того, кто на них отвечает — сотрудник компании или ее основатель.
«Что, черт возьми, мне делать?». Лучший способ ответить на этот вопрос — посмотреть, что вы любите, а что нет.
Давайте начнем. Возьмите ручку и бумагу (всегда держите под рукой свой блокнот — вы никогда не знаете, когда придет следующая замечательная идея, и если вы не запишите ее, она скоро может исчезнуть навсегда), и ответьте на два вопроса.
Что я люблю?
Составьте список всех вещей, которыми вы увлекаетесь или которые вас интересуют. Неважно, насколько они тривиальны или странны. Увлечения не обязаны иметь прямое отношение к предпринимательству — любая идея может стать началом бизнеса.
Теперь посмотрите на свой список и подумайте о нишах и рынках, к которым относится то, что вы любите. Кто-нибудь из них готов к переменам?
Подумайте о компаниях в тех областях, продукты и услуги которых вам нравятся. У большинства известных компаний, на самом деле, куча недостатков — их клиенты просто ждут лучшей альтернативы.
Независимо от того, занимаются ли эти предприятия небольшими локальными операциями, являются супербрендами или глобальными корпоративными гигантами, если они прекратили развиваться и внедрять новинки, у вас есть возможность перехватить инициативу.
Ниши и рынки, где компаниям стали слишком комфортно жить и клиенты для них уже перестали быть на первом месте, особенно хорошо созрели для того, чтобы их разрушили.
Что я не люблю?
Пришло время подумать над тем, что вам не нравится, что вас сбивает с толку или даже раздражает. Если бы вы управляли миром, какие изменения вы бы хотели внести? Опять-таки, не подвергайте цензуре свои мысли: просто пишите!
Подумайте о тех моментах, когда вы испытывали разочарование. Всякий раз, когда я вижу что-то, что не имеет смысла, например, плохое обслуживание в авиакомпании, я начинаю думать о том, как это можно улучшить.
Многие компании Virgin Group были созданы именно так — мы видели, что другие не справлялись со своей задачей и знали, что сможем их выкинуть с рынка, просто сделав их работу хорошо.
Как клиент вы должны знать, когда бизнес не выполняет свои обязательства. Теперь, как предприниматель, вы в состоянии построить бизнес, который решает эти проблемы. Получившаяся компания, вероятно, сделает жизнь людей лучше, и вы, скорее всего, будете увлечены ею.
Следующие шаги
Теперь посмотрите на ваши списки. Если ничего не приходит в голову, потратьте немного времени на то, чтобы подумать о том, можете ли вы действовать в соответствии с этими вещами, чтобы создать что-то.
Затем пришло время начать тестировать ваши идеи. Вы должны быть смелыми и признаться, что впереди много рисков. Довольствоваться малым всегда очень комфортно, но так из тупика не выйдешь.
Даже самые тщательно продуманные планы не всегда увенчаются успехом, поэтому зачастую лучше представить свой продукт или услугу, чтобы люди могли их опробовать. Посоветуйтесь с близкими.
Я всегда так делаю — обсуждаю новые бизнес-идеи с моими друзьями и семьей, прежде чем передать их юристам и экспертам по инвестициям.
Наконец, не бойтесь просить ваших близких о поддержке — она вам понадобится, и они с радостью ее предоставят. Я уверен, что с их помощью вы сможете очень скоро назвать себя предпринимателем.