Обратите внимание: этот текст опубликован в разделе «Мнение». Редакция Spot может не разделять взгляды авторов, но готова выступить площадкой для любого участника рынка с любой точкой зрения. Если и вы хотите высказаться по какой-то ситуации в своей нише, привлечь внимание к проблеме на вашем рынке, пишите на info@spot.uz.

Как ранее писал Spot, Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Анализ условий и рисков завершится до конца 2019 года.

Как показывают исследования, ЕАЭС считается самым продвинутым интеграционным проектом в СНГ и представляет собой вторую в мире по глубине региональной экономической интеграции структуру после Европейского союза, пишет для «Народного слова» доктор экономических наук, профессор Дилфуза Рахимова.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Ключевым приоритетом развития союза остается объединение финансово-экономических ресурсов стран-членов, укрепление интеграционного взаимодействия внутри объединения, активное использование общего потенциала в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, энергетической сферах.

За 2016−2018 годы общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС благодаря достигнутым двусторонним договоренностям вырос на 52% — до $9,65 млрд, что составило около 30% внешнеторгового оборота страны.

Республика экспортирует в страны Евразийского экономического союза продукцию на сумму более четырех миллиардов долларов, что на 40,4% выше уровня 2016 года.

Сейчас на торговлю внутри ЕАЭС приходится 52,6% объема внешней торговли Беларуси, 42,8% — Кыргызстана, 29% — Армении, 23% — Казахстана, что свидетельствует о заинтересованности указанных стран в едином рынке союза. Исключение составляет лишь Российская Федерация, доля которой с учетом масштабов экономики составляет примерно девять процентов.

В рамках ЕАЭС Казахстану удалось обеспечить рост экспортных поставок на рынок союза в отдельных отраслях. В частности, экспорт металлов и изделий из них увеличился на 15,4%, продукции машиностроения — 6,2%, текстиля, одежды и обуви — 28%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — 44%.

Участие Армении в ЕАЭС также позволило увеличить экспорт в Россию на 87 процентов, в том числе продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.Начиная с 2016 года стабильно — на уровне свыше десяти процентов в год — растет внешнеторговый оборот Кыргызстана.

В 2018 году доля стран — членов ЕАЭС в общем объеме перевозок по железнодорожным маршрутам экспорта, импорта и транзита грузов Узбекистана составила соответственно 67, 71 и 78%.

Так, через Казахстан направляется порядка 90% от общего объема экспортных грузов из Узбекистана в страны-члены Евразийского экономического союза. По итогам прошлого года объем транзита железнодорожным транспортом в Казахстан составил 17 млн тонн.

Сейчас перевозка грузов стран-членов ЕАЭС по автомобильным маршрутам Узбекистана составляет 648 тыс. тонн в год. В 2018 году доля стран-членов Евразийского экономического союза в общем объеме перевозки грузов экспорта, импорта и транзита по автомобильным маршрутам страны составила соответственно 51,4, 58,2 и 41%.

Еще несколько примеров. В Армении после вступления в ЕАЭС в 2015 году объем грузоперевозок вырос на 200,7%, а стоимость услуг перевозки грузов по автомобильным и железнодорожным маршрутам снизилась на 18 и 21% соответственно. При этом транзитный потенциал Армении многократно уступает Узбекистану.

Участие Кыргызстана в ЕАЭС в качестве полноправного члена помогло снизить стоимость авиабилетов на международные рейсы на 14%, а цену на перевозку грузов воздушным путем на 17%.

Одновременно сотрудничество с партнерами по ЕАЭС позволяет улучшать транспортную инфраструктуру стран с учетом интеграции в важнейшие трансконтинентальные международные транспортные коридоры, проходящие через территории стран объединения.

«Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: со вступлением Узбекистана в ЕАЭС вполне реально добиться упрощения процедур во взаимной торговле, снятия экспортных таможенных пошлин, увеличения внешнеторгового оборота страны (в основном рост возможен в экспорте плодоовощной продукции), снижения стоимости транспортировки грузов, привлечения новых транзитных потоков», — подытоживается в сообщении профессора.