Как ранее писал Spot, с 1 января 2020 года планируется ввести запрет на продажу товаров без национального знака соответствия. Речь идет о проекте постановления Кабинета Министров, которое агентство «Узстандарт» вынесло на обсуждение в середине сентября.

Этот проект утверждает перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации перед продажей населению. В перечне 102 пункта, в каждом из которых по несколько товаров. В него вошли продукты питания, средства передвижения, одежда, приборы и инструменты, строительные материалы, изделия из пластмассы, воды, минералы и многое другое.

Если продукция не маркирована национальном знаком соответствия, то ее запретят продавать. В проекте предлагается установить новые правила уже с 1 января 2020 года.

Что касается знака соответствия, то он может быть применён после оценки и подтверждения товаров на соответствие нормативным документам, действующим в Узбекистане. При этом не допускается использование стикеров.

«Если этот документ после всестороннего обсуждения будет принят Кабинетом Министров, это позволит создать равные условия как для отечественных, так и для зарубежных импортеров, а также повысит уровень их ответственности, обеспечит объективную оценку ввозимых товаров, сокращение на нашем рынке доли некачественной продукции, снижение риска загрязнения окружающей среды и более высокий уровень защиты прав потребителей. С этой целью предусматривается и совершенствование системы сертификации потребительской продукции», — пояснили газете «Налоги плюс» начальники управлений «Узстандарта» Руслан Хуснуллин и Шерзод Иногамов.

Они отметили, что сроки годности производимой и импортируемой пищевой продукции связаны с вопросами безопасности продукта и должны быть обоснованы производителями соответствующими результатами испытаний, проведенными в лабораториях, признанных в Узбекистане.

Сырье, добавки и ингредиенты, предназначенные для применения в производстве пищевой и косметической продукции, должны быть зарегистрированы в органах санитарно-эпидемиологического надзора Узбекистана.

«Наши предложения заключаются в том, чтобы ввозимые для коммерческих целей продовольственные и потребительские товары имели обязательную маркировку на государственном языке, проставляемую предприятиями-изготовителями на продукции или упаковке, и при этом не допускалось использование клеящихся стикеров», — сообщили Хуснуллин и Иногамов.

Такая мысль появилась не на ровном месте, отметили они. Ей предшествовали глубокий анализ и мониторинг существующего до сих пор в республике положения дел в этом вопросе, а также изучение действующей законодательной базы и мирового опыта.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах).

«Проблема в том, что самоклеящиеся стикеры на товар наносятся по мере его прибытия в республику дилерами, и не всегда содержат достоверную информацию. Зачастую она отличается от показателей производителя. А значит, производитель не несет ответственности за информацию, предоставленную на государственном языке», — заявили представители агентства.

На вопрос, как быть предпринимателю, если он хочет привезти небольшую партию готовой продукции, например, из Франции или Италии — где он там найдет товар с маркировкой на узбекском языке, а стоимость нанесения маркировки по заказу непременно отразится на цене, представители агентства ответили, что это мировая практика.

Так, к примеру, в Европейском союзе действует Европейская директива 2000/13/ЕС, устанавливающая обязательные требования к маркировке, внешнему виду и рекламе продукции.

«Иностранные производители, заинтересованные в узбекском рынке, а их немало, с целью организации устойчивого сбыта на территории нашей страны своего товара пойдут и на такие издержки. Ведь маркируют же они свой товар на языках других развитых государств», — заявили в «Узстандарте».

Ранее Spot писал, что «Узстандарт» смягчил требования в проекте об импорте электротехники.