Как ранее писал Spot, Государственный налоговый комитет предлагает изменить штрафы за задержку поступлений валютной выручки.

В связи с тем, что документ успел вызвать широкий общественный резонанс в социальных сетях, включая не совсем верную трактовку, то в комитете решили разъяснить свое предложение.

Меняются сроки, а не штрафы

В комитете утверждают, что предусмотрено изменение не штрафов, а сроков. По старому порядку первые 180 дней — это так называемый щадящий период без наложения штрафа.

То есть если предприниматель отправляет за рубеж свой товар и получает за него денежные средства в течение 180 дней после отправки, о штрафах не может быть и речи.

Если в течение следующих 180 дней также не будут получены деньги, штраф составит 10% от дебиторской задолженности, за следующие 180 дней — штраф 20% и за последние 180 дней — штраф 70%. В общей сложности срок осуществления внешнеторговой операции составляет 2 года.

В проекте предусмотрено только сократить этот срок на полгода и перераспределить процент по штрафам.

Первые 180 дней предусмотрено оставить в качестве щадящего периода без взимания штрафа. За вторые полгода планируется ввести штраф 40% и следующие полгода — 60% от общей задолженности.

То есть и в первом, и во втором случаях при сложении получается одинаковый процент по штрафам.

Кроме того, в отличие от зарубежных стран, в Узбекистане имеется практика возврата штрафа из Государственного бюджета в случае, если в течение 90 дней после применения штрафа обеспечено поступление валютных средств или ввоз в республику и оформление товаров.

Вывод денег

Для наглядности комитет предлагает рассмотреть конкретный пример вывода денег из страны.

Предприятие Universal Invest Service (название изменено в целях сохранения налоговой тайны) заключило импортный договор на поставку товара из-за рубежа.

1 января 2019 года дебиторская задолженность по этой операции уже составляла $450 тыс.

Несмотря на это, в 2019 году фирма снова заключила 18 импортных договоров на сумму $120 тыс., отправив денежные средства за рубеж. В результате, на 1 октября этого года дебиторская задолженность составляет уже $570 тыс.

«Отток валюты из страны и рост просроченной дебиторской задолженности часто связан с переводом денежных средств в сомнительные оффшорные зоны. Если в 2018 году было проведено чуть более 1300 таких переводов, то за период с января по август текущего года их количество возросло до 1445», — говорится в сообщении комитета.

Льготы и мировой опыт

Обсуждаемый проект не включает в себя сделки, связанные с покупкой или продажей оборудования, заверили в ГНК.

Учитывая, что более 45% от всего импорта приходится именно на оборудование, предпринимателям важно знать, что жестких сроков и санкций, связанных с куплей-продажей оборудования по внешнеторговым операциям, не установлено.

Это регулируется в зависимости от сроков изготовления оборудования в индивидуальном порядке непосредственно продавцом и покупателем, как участниками конкретной внешнеторговой операции.

Во всем мире практика борьбы с недопоступлением валютных средств носит более жесткий характер, чем в Узбекистане. К таким странам можно отнести, к примеру, и страны СНГ — Россию, Беларусь, Украину, Казахстан, утверждают в комитете.

В частности, в России и Казахстане за просроченную дебиторскую задолженность предусмотрена даже уголовная ответственность. При этом спустя полгода налоговые органы взыскивают с контрагента штраф от 75% до 100% от суммы задолженности.

В целом, согласно статистике, эта мера ответственности будет применяться только в отношении около 8% от общего количества участников внешнеторговых операций — 17,5 тыс. Если она все же будет введена, то это только упорядочит их платежную дисциплину, подытоживается в сообщении.