Генеральная прокуратура опубликовала официальное заявление по повышению цен на формовой хлеб.

В сообщении напоминается, что в стране проводятся ряд мер по дальнейшему снижению государственного вмешательства в экономику, принятию мер по формированию полноценных рыночных отношений в области производства и переработки зерна, а также при ценообразовании на муку, обеспечению социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, доступного качества, предотвращению искусственного роста цен на формовой хлеб.

Так, к примеру, с 15 октября 2019 года организациями АО «Уздонмахсулот» зерно продавается всем категориям потребителей исключительно через биржевые торги без каких-либо ограничений, кроме пшеницы, заготовленной из урожая 2019 года и предусмотренного для производства муки.

«Это в свою очередь привело к естественному росту цен на муку и формовой хлеб, изготовленных из отечественного зерна, а также стало причиной к обоснованным недовольствам населения в социальных сетях и средствах массовой информации», — говорится в сообщении.

Проведенный анализ показал, что имеется несколько факторов, приведшие к повышению цен на формовой хлеб:

Государство отказалось от политики искусственного сдерживания цен на покупку зерна и муки.

До этого, в целях удовлетворения потребностей населения на муку, действовал механизм выкупа зерна по низким ценам у производителей сельскохозяйственной продукции, и на основании ежемесячных протоколов производителям кондитерских изделий мука местного производства реализовывалась через закрытые биржевые торги.

Это приводило к экономическому ущербу фермеров и зерновых предприятий, а также невозможности улучшения ими материально-технической базы, понижению желания на увеличение урожайности.

Для сведения, цена на зерно, закупленного для государственных нужд, в 2017 году была определена в 550 сумов, 2018 году — 750 сумов, а в 2019 году — 1420 сумов.

Действующая на протяжении многих лет система, наряду с удовлетворением потребности населения в низких ценах на формовой хлеб, приводила к возникновению различных коррупционных схем, получению сверхвысокой прибыли путем продажи на рынке муки, закупленной по низким ценам и предназначенной для производства формового хлеба, не доведению до населения муки местного производства по фиксированным государственным ценам.

Например, должностными лицами правления АО «Охангарон дон» в период 2011—2018 годов было расхищено путем присвоения муки и зерновых изделий на сумму 18,6 млрд сумов, которые были предназначены для обеспечения нужд населения в формовом хлебе. По данному факту, в отношении виновных лиц обеспечена неотвратимость ответственности.

Помимо этого, идет предварительное следствие по уголовному делу, возбужденного 17 октября по факту продажи должностными лицами АО «Каракалпак дон махсулотлари» в период 2018—2019 годов 6,134 мешков муки по 110 тыс. сумов вместо 87,5 тыс. сумов на общую сумму в 674,7 млн сумов и присвоения разницы в размере 138 млн сумов.

Ежегодный рост цен на топливо, энергетику и газ влияет на рост себестоимости муки и хлеба.

В частности, если цена за 1 кВт/ч электроэнергии для производителей муки в 2017 году составляла 204,3 сумов, то в 2019 году уже — 450 сумов (рост на 120,4%).

Объем муки, изготовленный и выставленный на биржевые торги предприятиями АО «Уздонмахсулот» непропорционален потребительскому спросу.

В 2018 году при годовой потребности населения республики 3,2 млн тонн (в месяц 267 000 тонн), в республике произведено всего 2,9 млн тонн (92%). Из них 1,5 млн тонн пришлось на АО «Уздонмахсулот», 1,4 млн тонн — на частный сектор).

Количество муки, выставленной на биржевые торги в ноябре, составило 144 тыс. тонн (54% потребности населения). При этом оставшаяся часть муки в объеме 123 тыс тонн (46%) производится частным сектором, а также обеспечивается за счет импорта с Казахстана, России, Таджикистана и других стран.

Не все выставлялось на биржу

Несмотря на то, что среднегодовая мощность производства муки 44 предприятий АО «Уздонмахсулот» составляет 2,3 млн тонн, по причине их работы не на полную мощность, в 2018 году произведено всего лишь 1,4 млн тонн (63%). Как результат, запланированный объем муки предприятиями АО «Уздонмахсулот» не полностью выставлен на биржевые торги.

В частности, 23 октября вместо запланированных по графику 6 700 тонн муки на биржевые торги выставлено всего 5 785 тонн (86%). 24 октября недопоставлено по плану 716 тонн муки, 29 октября — 803 тонн, 30 октября — 792 тонн.

Нет снижения себестоимости

Несмотря на разработанный план мероприятий по оптимизации затрат предприятий АО «Уздонмахсулот» на 18,9 млрд сумов и снижению себестоимости товара на 10,3%, по факту снижение себестоимости не обеспечено.

«Вышеперечисленные факторы способствовали росту цен на муку отечественного производства и формовой хлеб на биржевых торгах», — говорится в сообщении.

В Генпрокуратуре напомнили, что отдельное внимание уделяется материальной и моральной поддержке граждан, защите социально уязвимых слоев населения.

Так, начиная с 1 октября 2019 года сумма компенсации по покрытию дополнительных расходов на приобретение муки и формового хлеба, пенсии по возрасту и инвалидности, пенсии и пособия по потере кормильца (для каждого иждивенца), пособии для лиц старше 16 лет с инвалидностью с детства, пособии для детей с инвалидностью до 16 лет и пособии лиц не достигших 18 лет инфицированных ВИЧ, а также получатели пенсий, размер которых составляет меньше минимальных размеров пенсии по возрасту, семьи получающие пособия назначенными органами самоуправлений граждан по уходу за ребенком до двух лет или материальная помощь устанавливается в размере 50 тыс. сумов.