Антимонопольный комитет вынес на обсуждение проект указа президента, который содержит Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на период 2020—2024 годов.

Зачем нужна стратегия

За последние годы в плане развития конкуренции сделано немало. Так, к примеру, ликвидирована монополия крупных предприятий на рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, рынка услуг денежных переводов. Количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза.

Вместе с тем, не решены следующие системные проблемы, которые негативно воздействуют на конкурентную среду в экономике страны.

Слишком много государства в экономике

На товарных и на финансовых рынках сегодня доминируют компании с участием государства, так, 79% монополий имеет государственную долю или контролируются хозяйственными обществам с государственной долей.

Слишком много регулирования цен

Государственное ценовое регулирование (декларирование, утверждение, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности) осуществляется на более чем 30 видов товаров и услуг.

Используемый предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий затратный метод ценообразования по схеме затраты плюс минимальная прибыль, подталкивает их к необоснованному увеличению затрат, не стимулирует уменьшение производственных расходов, а их рост покрывается за счет прямого повышения цен и тарифов для потребителей.

Льготы и преференции только вредят

Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования представления государственной помощи приводит к неэффективности представляемых льгот и преференций и негативно воздействует на конкурентную среду.

Регуляторы не развивают конкуренцию

Отраслевые регуляторы — министерства и ведомства остаются пассивными в развитии конкуренции в отраслях. Из имеющихся 38 государственных органов в экономической сфере прямые функции по развитию конкурентной среды в вверенной отрасли возложены только на 11 ведомств.

В результате, чистый приток прямых иностранных инвестиций по данным Всемирного банка за последние годы сохраняется на низкой отметке 0,3−1,2% к ВВП, а в Индексе экономической свободы Узбекистан занимает 140 место среди 180 стран.

Монополии злоупотребляют своим положением. Например, железные дороги

Несмотря на то, что законодательством о естественных монополиях, субъектам естественных монополий запрещается использовать свое положение для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии, ряд смежных конкурентных рынков сегодня фактически монополизированы, например, в сфере железнодорожного транспорта — рынки реализации железнодорожных билетов, ремонта грузовых вагонов, услуг вагонов- ресторанов, чистки вагонов и другие.

Как это будут исправлять

Создание «умного» антимонопольного регулирования

Сюда входит внедрение инструментов анализа товарных и финансовых рынков, основанных на принципах поведенческой экономики (behavioral economics), пересмотр критериев определения доминирующего положения на основе рыночной доли, внедрение риск-ориентированного подхода.

Обеспечение равных условий

Среди них:

  • совершенствование механизма биржевых торгов с расширением номенклатуры выставляемых товаров и обеспечением свободного доступа для субъектов бизнеса;
  • разработка механизма антимонопольного реагирования для предотвращения ценовых манипуляций в процессе биржевых торгов в период высокого спроса;
  • внедрение антимонопольных требований к розничной и оптовой торговле.

Постепенный уход от государственного регулирования

Здесь имеется ввиду внедрение эффективных альтернативных механизмов государственному регулированию таких как механизмы саморегулирования, пересмотр действующих видов лицензий и разрешительных документов и их сокращение на 30%, а также многое другое.

Разумное регулирование цен

Полноценный переход на рыночные механизмы формирования цен на конкурентных товарных и финансовых рынках, основанное на экономической целесообразности, интересах потребителей, стимулировании снижения издержек и эффективном уровне окупаемости.

Создать конкурентов естественным монополиям

Передача функций генерации и сбыта электроэнергии в частный сектор и поэтапное формирование оптового рынка электроэнергии, разработка программы развития конкуренции на рынке перевозок железнодорожным и воздушным транспортом и другое.

Что ожидается получить

  1. Сокращение количества предприятий-монополистов на 35% к 2024 году.
  2. Увеличение количества выявляемых нарушений законодательства о конкуренции к 2024 году не менее чем на 50%.
  3. Доведение к 2024 году доли монопольной продукции до 80% от всего товарооборота на биржевых торгах.
  4. Внедрение системы антимонопольного комплаенса не менее чем в 80% всех предприятий-монополистов до 2024 года.

Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 29 декабря.