Ирано-американский конфликт станет катастрофой для Узбекистана, пишет для The Diplomat младший аналитик отдела стратегических исследований CNA Умида Хашимова.

По ее мнению, задачи по диверсификации транспортных маршрутов, что так необходимо для страны, не имеющей выхода к морю, во многом зависят от Ирана.

«На карту поставлены многолетние усилия Узбекистана по налаживанию отношений с Ираном, через который можно построить лучший путь на мировые рынки. Порты Ирана являются самыми дешевыми и короткими вариантами транспортировки товаров», — пишет Хашимова.

Узбекистан много вложил в построение прочных транспортных отношений с Ираном, утверждается в статье. Так, в декабре 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о диверсификации транспортных возможностей страны.

В документе были выделены маршруты «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и Трансафганские коридоры, которые открывают доступ к Черному морю.

«Иран занимает видное место в списке будущих вариантов транспортировки. Являясь последним и наиболее важным узлом в различных трансафганских коридорах и коридоре „Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман“, эта страна выступает точкой входа в морские порты», — поясняет Хашимова.

Иранский порт Бандар-Аббас также является важным пунктом для импорта и экспорта Узбекистана, отмечает автор. Ежегодно туда из страны отправляется около 40 тыс. грузовиков.

Узбекистан активно участвует в строительстве участка Мазари-Шариф-Герат на железной дороге в Афганистане. Эти усилия сошли бы на нет, если в Иране разразился крупномасштабный конфликт.

«Конфликт поставил бы под угрозу Ашхабадское соглашение 2011 года, которое облегчает транспортировку между Центральной Азией и Персидским заливом и включает Узбекистан, Оман, Иран, Туркменистан, Казахстан, Пакистан и Индию», — продолжает Хашимова.

Она напоминает, что в декабре 2019 года представители Узбекистана и Ирана провели встречу, на которой обсуждалось использование транспортных возможностей. Иран предложил Узбекистану доступ в страны Северной Африки и был готов договориться о специальных торговых тарифах.

Таким образом, ситуация в Иране имеет прямое отношение к Узбекистану, так как от этой страны сильно зависит успех в диверсификации транспортных каналов республики, подытоживается в статье.