Система прописки, ограничивающая внутреннюю мобильность в Узбекистане, тормозит экономическое развитие всей страны. К такому выводу в своем исследовании пришел эксперт Центра глобальной практики по вопросам бедности и равенства Всемирного Банка Уильям Зейтц.

По мере того, как Узбекистан будет стремиться реформировать свою экономическую модель и войти в число стран с высоким уровнем доходов, структура экономической деятельности будет меняться.

Факторы, способствующие производительности экономики, будут все активнее перемещаться туда, где имеется их недостаток, при посредничестве системы ценообразования, которая более точно отражает минимальный вклад дополнительных ресурсов. К их числу относятся работники, которые будут все больше привлекаться в наиболее производительные и быстрорастущие сектора экономики.

Однако ситуация, не позволяющая людям переезжать туда, где их услуги пользуются наибольшим спросом, ухудшает положение как работников, так и работодателей, что в совокупности приведет к ухудшению положения Узбекистана.

Система прописки обходится очень дорого с точки зрения благополучия и производительности экономики, и ее реформирование, позволяющее людям жить там, где они хотят, является чрезвычайно популярным. Затраты, связанные с сохранением этих ограничений, однозначно перевешивают их выгоды.

Сохраняющиеся ограничения на прописку в отношении регистрации бизнеса за пределами места постоянного проживания оказывают последующее влияние на миграционное поведение и экономическую деятельность.

Поскольку количество предприятий, зарегистрированных в городах, было меньше, чем в отсутствие каких-либо ограничений, физический и финансовый капитал также оказался гораздо менее мобильным.

Эта взаимосвязь является взаимозависимой: меньшая миграция приводит к меньшему объему образования новых предприятий, а меньшее образование новых предприятий ведет к меньшему объему миграции.

Если бы людям было разрешено свободно перемещаться, то скорее всего, было бы больше предприятий, которые переехали бы и/или начали обслуживать бóльшую клиентскую базу в противоположность фактическому сценарию.

Идея о проведении реформ с целью устранения обоих препятствий пользуется большой популярностью: снятие всех ограничений на прописку находит поддержку приблизительно у 90%, а за рост городского жилищного строительства выступает около 80% населения.


При этом общественность крайне чувствительна к представлениям об обращении с людьми, затрагиваемыми реформами. Недавние громкие примеры принудительного сноса зданий служат ярким напоминанием о том, что граждане жаждут реформ, носящих не только преобразующий, но и справедливый характер.

Впрочем, регистрация — это лишь часть проблемы. Нынешняя высокая стоимость жизни в городских районах делает города недоступными для большинства людей, которые в настоящее время проживают в сельских районах страны.

В некоторых наиболее востребованных городских районах Узбекистана наблюдается нехватка жилья, что привело к корректировке цен с учетом такого ограниченного предложения. Это привело к тому, что Ташкент оказался менее доступен по цене, чем Сан-Франциско в США и Ванкувер в Канаде.