Как ранее писал Spot, Министерство транспорта и Uzbekistan Airports заявили, что сделали все, чтобы лоукостеры пришли в Узбекистан и начали здесь свою деятельность.

Глава Uzbekistan Airports Равшан Исмаилов отметил, что компании Qanot Sharq и SilkJet проявляли интерес к созданию в стране лоукостеров, но с введением режима «открытое небо» у них (этих компаний) вдруг спал темп.

«Пока мы ждем инициативы с их стороны», — подытожил глава компании и добавил, что Министерство транспорта и Uzbekistan Airports готовы сотрудничать с компаниями и помогать им.

Глава SilkJet прокомментировал эти заявления. Spot приводит его письмо:

Алишер Анназаров

Сооснователь и руководитель SilkJet.

Не хотелось бы сильно углубляться в полемику на тему того, что «Uzbekistan Airport сделал все чтобы лоукостеры пришли и уже начали свою деятельность».

К сожалению, у нас не было встреч с господином Исмоиловым. Но, насколько мне известно, в работе аэропортов с точки зрения авиакомпаний-резидентов Узбекистана, никаких кардинальных изменений по сравнению с тем, когда они были в составе НАК, не произошло.

Ни с точки зрения тарифной политики, ни с точки зрения объема и качества предоставляемого сервиса.

Что касается темы «открытого неба», команда SilkJet никогда не была против введения режима «открытого неба», а тем более введения пятой свободы воздушного пространства.

Команда SilkJet всегда говорила о том, что правила «открытого неба» должны быть четко регламентированы и применяться одинаково, как для иностранных компаний, осуществляющих полеты в Узбекистан, так и для узбекских авиакомпаний, осуществляющих полеты в иностранные государства.

Хорошим тому примером является действующее межправительственное соглашение (Air Service Agreement) между Узбекистаном и США, в котором применены условия «открытого неба» в двухстороннем режиме.

Наивно и не профессионально полагать, что лишь провозгласив лозунг «открытого неба», не закрепив это понятно и прозрачно в правовом поле, можно было надеяться, что это принесет какие-либо плоды, а тем более, не проведя консультации с непосредственными участниками этого рынка — авиакомпаниями.

Команда SilkJet продолжает работу и консультации со всеми международными организациями и организациями в Узбекистане, которые заинтересованы в развитии авиационной отрасли страны.

На данном этапе перед SilkJet стоит много нерешенных задач и вызовов, в связи с тем что авиационный рынок Узбекистана не развивался долгие годы. Основные два вектора наших усилий, которые являются наиболее важными в данный момент, это:

  • изменение законодательной базы для обеспечения нормального и эффективного функционирования лоукост-авиакомпаний, как это было сделано в США и Европе, и как это сейчас происходит в России и Казахстане;
  • увеличение привлекательности авиационного рынка Узбекистана для иностранных инвестиций, без которых невозможно нормальное развитие авиационной отрасли страны.

Крайний пункт вызывает большую обеспокоенность в связи с тем, что заявленная демонополизация авиационной отрасли Узбекистана так и не произошла. На рынке осталась все та же компания (бывшая НАК), которая разделила монополию на три части, каждая компания получила свою зону ответственности.

Таким образом, инвесторы не видят ни одного сигнала, говорящего о том, что монополия в авиационной отрасли отсутствует, и что вновь появившаяся частная авиакомпания не будет ущемлена со стороны компании, принадлежащей на 100% государству.

Их опасения подтверждаются тем фактом, что убыточная и неэффективная авиакомпания поддерживается государством, которое продолжает вкладывать в нее огромные финансовые средства, в том числе и в виде госгарантий.

Все это на фоне появившейся информации о создании нового государственного авиаперевозчика Humo Air не способствует привлечению иностранного капитала в инвестирование проектов, связанных с созданием частной авиакомпании в Узбекистане.

Тем не менее, команда SilkJet продолжает сотрудничать со всеми заинтересованными в создании конкурентного и цивилизованного авиационного рынка организациями.