В Узбекистане объявлен карантин. Компании отправляют сотрудников работать из дома, в школах и университетах отменяют занятия, в супермаркетах вырос спрос на продукты.

Глава Центра городской экономики КБ Стрелка Елена Короткова объяснила, как локальный бизнес приспосабливается к новым условиям, почему города должны научиться жить в режиме карантина и как эпидемии меняют наши привычки. Spot приводит основные тезисы статьи.


В 1991 году Майкл Портер написал статью, давшую жизнь «гипотезе Портера». Её суть в том, что вынужденные ограничения дают толчок к возникновению инноваций и повышению эффективности.

По итогам коронавируса эта гипотеза окажется крайне востребованной для описания мира, в котором мы будем жить.

Вряд ли, выйдя из-под карантина, все вернётся в исходную точку на сто процентов. Не все, кто сейчас ведут переговоры через Zoom (возможно, впервые в жизни), захотят летать через весь мир ради ровно таких же переговоров. Не все, кто сейчас дома смотрят фильмы на стриминговой платформе, станут опять ходить в кинотеатры.

Такое уже было

Когда в 2002—2003 годах мир переживал вспышку атипичной пневмонии, начался процесс, который сильно повлиял (и влияет до сих пор) на развитие городов. Огромное количество людей в Китае оставались дома в течение длительного времени: карантин вводился на территории разных городов с января по июль. Понятно, что люди не перестали хотеть есть, пить, развлекаться и так далее.

Компания «Алибаба» считает карантин 2003 года переломным моментом в своей истории. До этого бизнес Джека Ма в основном был ориентирован на B2B-операции. Но уже весной возник сервис Taobao, который отвечал на самый насущный запрос того времени — покупки и доставку товаров на дом.

По сути, пример Taobao и Tmall — это подтверждение той самой гипотезы Портера: после окончания карантина далеко не все решили снова идти за покупками пешком. Изменения в городской жизни и экономике после завершения пандемии, скорее всего, будут такими же. Многие не захотят возвращаться к докарантинным моделям поведения.

Уже сейчас мы видим, как эпидемии меняют и экономику совместного потребления. Во время последней вспышки вируса подобного масштаба (SARS в 2003 году) ни Uber, ни Airbnb, ни Delivery Club, ни Lyft ещё не существовало.

Сейчас же работники этих компаний находятся в зоне повышенного риска, как и пользователи сервисов. И хотя чётких правил на случай вирусов и эпидемий не существует, очевидно, что это направление будет развиваться.

В каждой сложности есть возможности

В будущем все городские системы должны быть настроены так, чтобы мы могли спокойно прожить две недели, не выходя из дома. Например, в случае эпидемии можно бесплатно раздавать всем интернет, потому что по-другому городская жизнь не может продолжаться.

Конечно, это не значит, что мы завтра все сядем в квартирах и больше никогда не выйдем. Скорее карантины показывают нам слабые места в городской жизни и стимулируют ее к трансформации.

К следующей эпидемии в таком случае мы уже будем готовы — включим в городе соответствующий режим, сядем по домам, но при этом сильного дискомфорта не почувствуем.